По программе Медведева россияне уйдут из провинции в агломерации

Россияне после 2012 года будут жить не 83 субъектах Федерации, а в 20 агломерациях, такие идеи содержит предвыборная программа Дмитрия Медведева

Одной из составляющих курса Дмитрия Медведева на второй президентский срок, вероятно, станет территориальное совершенствование Российской Федерации. Регионы будут не только укрупняться, на основе 83 субъектов Федерации появится всего 20 агломераций, рассказывает газета «Ведомости» о предвыборной политической программе президента Медведева. Партия ЛДПР уже внесла в Госдуму законопроект, позволяющий расширять границы регионов без общественного референдума. По мнению экспертов, идея появилась еще в СССР и не раз звучала в современной истории РФ. Те регионы, что уже подверглись укрупнению, своим примером доказывают лишь политическую необходимость такого проекта, а вовсе не социально-экономическую.

О разработке нового территориально деления страны в правительстве и администрации главы государства «Ведомостям» рассказали некие чиновники в правительстве. Не исключено, что тема «20 агломераций» прозвучит в послании президента Федеральному собранию.

Примечательно и то, что пресс-секретарь президента Наталья Тимакова не стала подтверждать или опровергать информацию «Ведомостей».

«Вообще-то идея не нова, так называемые макроэкономические регионы несколько лет назад предлагало  министерство Германа Грефа МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли РФ 200–2007 год, — „Труд“). Позже эта идея обсуждалась в Минрегионе. Они отчасти повторяют идею экономического районирования, которая была популярной еще в советские годы. Пока стоит рассматривать это как один из возможных проектов», — рассказала «Труду» ведущий политолог Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко.

Население окончательно уйдет из провинциальных городов

Изданию «Ведомости» удалось ознакомиться с предложениями о переделе карты России. Так, в документе указывается, что «нынешнее территориальное деление несовершенно», но, всем известно предела здесь нет. «Из-за погони за показателями бюджетных расходов ослабляется территориальная политика государства», — передает газета содержание проекта. Предлагается ввести критерии численности населения для городов и поселков и установить единые критерии размещения территориальных федеральных органов.

Авторы документа отмечают проблемы моногородов. Пи этом уазывается, что 90 процентов городов в России это малые города с населением до 100 тысяч человек, половина из которых монопрофильные. Среди проблем таких населенных пунктов указывается: «законсервированность потенциала населения», производство адаптированное лишь к одному сегменту рынка, нехватка социальной инфраструктуры.

Развивать малые города бесперспективно, решено в документе. Авторы предлагают создавать условия для ускоренной миграции населения из малых городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. Таким образом, процесс оттока населения из российской глубинки в крупные экономические и промышленные центры будет поставлен под госконтроль.

Согласно цифрам, приведенным в проекте, только шесть городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара могут рассчитывать на небольшой рост населения к 2025–2030 годам. Население городов миллионников будет неуклонно сокращаться из-за общего снижения численности россиян.

Предлагается забыть о провинциальных городах и сосредоточить ресурсы на агломерациях, куда будут привлекаться инвестиции и модернизация.

Каркас поселенческой структуры России будет состоять из 20 крупных агломераций с населением более 1 миллиона человек.

Создание агломераций не требует механического объединения населенных пунктов, необязательно создавать единое муниципальное образование, сказано в документе: нужно координировать планы территориального и инфраструктурного развития, предоставить свободный миграционный режим.

Три миллиона — оптимальный вариант

Основой новой экономики Медведева станут трехмиллионные агломерации, подчеркивается в документе. Схожие мысли высказал член думской фракции ЛДПР Сергей Иванов. Он подтвердил «Труду» информацию о внесении в Госдуму законопроекта, позволяющего расширять границы регионов без общественного референдума.

«Законопроект действительно внесен в Госдуму», — сказал депутат. Он рассказал об основных аспектах укрупнения субъектов федерации. «Это экономической самодостаточности региона. Например, Москва как самодостаточный регион имеет огромные доходы за счет мультиактивного эффекта, когда в одном месте живет много людей, деньги быстро вращаются. В других регионах, где проживает около 1 миллиона, такого эффекта нет. В принципе оптимальная численность населения для агломерации 3–5 миллионов, они будут более благополучны в экономическом моменте»

По мнению парламентария, законопроект позволит сократить штат чиновников. «Статья бюджета „прочие расходы“, которая включает в себя затраты на управленческий аппарат растет с каждым годом в отличие от других статей. Поэтому укрупнение региона это прежде всего экономия на чиновничьем аппарате», — пояснил Сергей Иванов.

«Разумеется, в результате расширения больших городов появятся рабочие места. Конечно, необходимо брать курс на увеличение числа рабочих мест и в небольших населенных пунктах», — добавил депутат от ЛДПР.

Политика требует агломераций

Итак, сторонникам нового территориального деления, очевидным представляются улучшение уровня управления регионами, то есть укрепление вертикали власти, и социально-экономическое развитие страны. Эксперты, основываясь на опыте уже объединенных регионов, не разделяют оптимизм авторов проекта.

«Нельзя гарантировать, что качество управления повысится или удастся ускорить темпы социально-экономического развития. Само по себе укрупнение регионов ведь не является целью федерального курса. Является целью повышение эффективности управления территориями», — отметила в беседе с «Трудом» ведущий политолог Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко.

Укрупнение регионов позволит сократить диспропорции между богатыми и бедными населенными пунктами. То есть, богатые будут тянуть бедных, считают сторонники новой территориальной организации России.

«Это еще давняя теория „локомотивов роста“ Александра Хлопонина от 2005 года. Но пока в тех регионах, где укрупнение уже произошло по этой модели, для территорий небольших и депрессивных этот эффект не очевиден. Может он будет замечен со временем, но в некоторых случаях прошло уже пять лет после укрупнения — Пермский край, — там экономического эффекта пока не наблюдается. Более того, многие из регионов сопротивлялись укрупнению, так как не хотели терять собственный бюджет. И вот для них аргумент, что теперь им будет доставаться больше средств, он совершенно был не очевиден. Пока экономическая целесообразность этих проектов остается не доказанной», — комментирует Оксана Гончаренко.

«А вот политическая целесообразность она более видимая. С управлением проблем нет нигде, действительно. И в целом с точки зрения снижения административных барьеров это имело смысл», — продолжает эксперт.

Между тем, рассчитывать на скорый переход от 83 субъектов России к 20 агломерациям не приходится. «Такие проекты мы рассматриваем пока как перспективно возможные. Потому что сейчас в преддверии масштабных избирательных кампаний — президентской 2012 года и парламентской 2011 года — подобные изменения они не очень целесообразны. После 2012 года возможны более детальные планы. Та как любое изменение границ это риски, в том числе с управляемостью, с политической дестабилизацией», — заключает ведущий политолог Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко.

Для справки, политический и экономический процесс административного объединения нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных областей ведется в России уже многие годы. С 2003 по 2008 годы в РФ число субъектов в результате объединения сократилось с 89 до 83. Прецедентом стало включение в Пермскую область Коми-пермяцкого автономного округа в 2005 году. В 2007 году Красноярский края включил в себя рад близлежащих автономных округов. В том же году Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край. В 2008 году Иркутская область включила в себя Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Спустя несколько месяцев Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край.

Конституция РФ устанавливает порядок объединения регионов. Инициатива образования нового субъекта принадлежит заинтересованным регионам. Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных регионов. Только после одобрения на референдуме глава государства вправе внести в Госдуму проект федерального закона об образовании нового субъекта Российской Федерации.

Агломерации по образу Москвы и Мособласти Собянина

Некоторые эксперты трактуют территориальное совершенствование Дмитрия Медведева иначе. Регионы укрупняться не будут, но внутри областей будут создаваться крупные агломерации, считает политолог Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

«Речь, скорее всего, идет о внедрении внутри уже существующих регионов агломераций, нежели о создании на базе 83 субъектов 20 агломераций. Агломерации внутри регионов будут объединять несколько муниципальных образований», — говорит эксперт.

Он также объясняет проект агломераций управленческими и экономическими причинами. «Здесь есть несколько составляющих. Составляющая прагматическая — сегодня, по сути, крупные города и малые города спутники и так представляют единое целое, с точки зрения транспортной инфраструктуры и трудовых ресурсов. А управление осуществляется раздельно, поэтому логика управленческая здесь, несомненно, существует. Мы все с вами видели к чему приводит отсутствие такой координации на примере Москвы и Московской области при строительстве Химкинского путепровода», — поясняет Евгений Минченко.

«Управленческая составляющая. Агломерации позволят увеличить управляемость местных самоуправлений на уровне региона, поскольку очевидно, что эти агломерации будут координироваться губернаторами», — говорит политолог. При этом, произведение дополнительного управленческого звена только увеличит штат чиновников, считает он.

«А для сокращения чиновничьего аппарата, нам необходимо наоборот ликвидировать федеральные округа и посты представителей президента, поскольку реально они ничего не решают, — это излишние управленческое звено», — говорит эксперт.

Тем не менее, Евгений Минченко уверен, власть взяла курс не на координацию стратегии развития соседствующих городов и областей. «Будет единая стратегия развития у больших городов и у их спутников в рамках этих агломераций».

Нечто схожее уже пытается внедрить новый мэр Москвы Сергей Собянин. Он открыто объявил об интеграции столицы и окружающей ее области. Кроме того, градоначальник поручил согласовать Генплан Москвы до 2025 года с планом развития Подмосковья.

«Я считаю. Что объединение Москвы и Московской области не возможно. Может произойти расширение границ Москвы», — отметил Евгений Минченко. Ранее «Труд» уже писал о возможных территориальных и административных преобразованиях Москвы и Мособласти.