А дальше, ребята, сами

Футбольная индустрия: жизнь после ЧМ-2018

Ушедший в историю ЧМ-2018 оставил России большое, но хлопотное наследство: к чемпионату мира были построены и реконструированы 12 арен в 11 городах. В них вложили (только по официальным данным) 214,5 млрд рублей, причем из них лишь 14,5 млрд на стадион «Спартака» «Открытие Арена» в Москве составили частные инвестиции. Как, за счет чего поддерживать на плаву прекрасные, современные стадионы?

Все это наследство можно разделить на три категории: принадлежащие государству «Лужники», стадион в Питере, сочинский «Фишт» и «Казань Арена», формально негосударственные, но находящиеся в ведении подчиненной Минспорту управляющей компании арены в Мордовии, Калининграде, Волгограде, Ростове, Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде — и стоящая особняком частная «Открытие Арена».

Стадионы, где проводятся игры премьер-лиги и европейских клубных турниров, не испытывают проблем с заполняемостью. Так, на последнем матче ЦСКА — «Рома» в «Лужниках» присутствовало около 65 тысяч при максимальной вместительности свыше 78 тысяч зрителей. «Зенит-Арена» при вместимости 67,8 тысячи заполняется в среднем на 70% и выше.

Само собой, крупнейшие стадионы в Москве и Санкт-Петербурге — на особом положении. Власти Северной столицы передали дорогущий объект в аренду «Зениту» на 49 лет за 1 рубль, и теперь затраты на содержание несет клуб. «Зенит» — один из немногих, кто может заработать за счет матчей. Помимо этого, на питерском стадионе планируется проведение концертов, масштабных выставок, а на ледовой площадке хоккейная сборная России сыграет матчи с финнами, несколько игр проведут и хоккеисты СКА.

«Лужники» — огромный комплекс с массой спортивных и развлекательных объектов, где можно рассчитывать на ощутимую прибыль от проведения масштабных мероприятий.

С «Фиштом» в Сочи ситуация иная. Общая вместимость арены — 47659 зрителей, но после ЧМ-2018 он был заполнен более чем наполовину лишь однажды — на матче Лиги наций Россия — Турция 14 октября. Что же касается игр ФНЛ, то, скажем, на матче «Сочи» — «Луч», состоявшемся за неделю до этого, на трибунах сидели только 3470 зрителей. А средняя посещаемость «Фишта» после ЧМ-2018 — 4518 болельщиков...

По программе развития футбола в России «Наследие» на эксплуатацию одного стадиона, построенного за счет федеральных средств, закладывается 300-370 млн рублей в год, или 12,95 млрд до 2023 года. Из этой программы исключены упомянутые арены в Москве и Санкт-Петербурге, имеющие шанс на самоокупаемость. Достаточно ли предусмотренных бюджетных средств для нормального функционирования региональных стадионов?

Очевидно, что прибыль спортивного объекта — в прямой зависимости от посещаемости. Больше всего болельщиков собирают матчи РФПЛ (в прошлый сезон средняя посещаемость составила 13971 человек на матч — рекорд для отечественного футбола). Но это очень мало в сравнении с посещаемостью европейских чемпионатов (Англия, Италия, Испания, Германия, Франция) — там приходит в среднем до 40 тысяч зрителей на матч. И стадионы там строят так, чтобы и вне матчей можно было получать с них прибыль (доходы арен лишь на 40-60% приносит аренда для тренировок и матчей). Остальная часть прибыли — билеты на ВИП-трибуны и в ложи, предоставление рекламных площадей, платные парковки, продажа атрибутики, всевозможных развлекательных услуг. Даже спортивный музей способен стабильно приносить доход: музей «Ювентуса» на их «Альянс Стадиуме» в Турине посещают до 170 тысяч человек в год.

А что у нас? В большинстве случаев арендаторами стадионов являются клубы, не играющие в премьер-лиге, не имеющие громких побед и большой популярности. Игры ФНЛ, второго по рангу турнира в России, в среднем посещает менее 2,5 тысячи болельщиков. Надеяться на то, что новенькие арены в Калининграде, Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде могут выйти на самоокупаемость за счет продажи билетов на матчи, не приходится. Только кардинальные изменения в управлении спортивной индустрией дают шанс вывести отрасль из безденежья и кризиса.

Сразу по окончании ЧМ-2018 Владимир Путин поручил правительству «разработать механизмы финансирования физкультуры и спорта, в том числе и крупных международных мероприятий, из внебюджетных источников, задействовать потенциал государственно-частного партнерства». В переводе на русский это означает: вечно полагаться на госбюджет не стоит, былых денег в казне нет. Дальше, ребята, сами...

Однако привлечь частные инвестиции в спортивную индустрию очень трудно, ведь каждый инвестор хочет получить прибыль. А для этого надо научиться использовать арены на полную катушку — по сути, преобразить их в многофункциональные комплексы, включающие фитнес-центры, бизнес-площадки, музеи, кафе, проводить в их стенах концерты и фес-тивали. Кое-где в этом направлении уже двинулись (например, в Нижнем и Екатеринбурге), где-то только вынашивают планы, хотя времени после ЧМ прошло уже достаточно.

Между тем в мире немало примеров весьма эффективного использования стадионов. Один из них — пример «Манчестер Юнайтед» с акционированием. «МЮ» предлагает болельщикам участие в специальной программе: уплачивая регулярные членские взносы, ты получаешь право льготного приобретения билетов на матчи, в том числе и годовых абонементов, скидки на ряд товаров и услуг. Клуб же за счет членских взносов вкладывается в инфраструктуру, в домашний стадион. От количества участников программы напрямую зависят и рекламные доходы клуба. Такая взаимосвязь команды и болельщиков заставляет футболистов по максимуму выкладываться в каждом матче, что, естественно, повышает интерес к футболу и заполняемость трибун — и, соответственно, приводит к росту прибыли.

Российским клубам, играющим в ФНЛ на прекрасных аренах, не грех присмотреться к опыту грандов. Это поможет оздоровить финансовую ситуацию и достичь высоких спортивных результатов. Новый импульс получит и развитие местного детско-юношеского футбола. Сейчас он в нашей стране развивается лишь в отдельных регионах, где в него вкладываются богатые клубы (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар). А с улучшением финансового положения клубов и развитием инфраструктуры одной из главных задач станет законодательное закрепление за ФК финансирования собственной детско-спортивной школы, что позволит растить талантливых футболистов под своим брендом, повышая его привлекательность. Тем самым опять-таки повысятся капитализация и доход как команды, так и ее стадиона, да и всей спортивной индустрии в целом.

Другого пути, похоже, не остается.