Пассивные партнеры

Тема взаимоотношений профсоюзов и работодателей стала особенно актуальна в кризис. Это одна из центральных тем на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей. Оказалось, что в большинстве случаев трудовые коллективы идут на существенные уступки работодателям даже на крупных предприятиях, где профсоюзы традиционно сильны.

По итогам форума представители трех сторон (работодатели, профсоюзы и правительство) заявили, что рекомендации по взаимодействию профсоюзов и работодателей практически готовы. С инициативой создания таких рекомендаций в конце зимы выступили профсоюзы. Дело в том, что взаимоотношения этих двух сторон в условиях кризиса обострились. Работодатели стремились к увольнению сотрудников любой ценой, а некоторые профсоюзы грозили параличом производства.

Рекомендации - это по сути шпаргалка для профсоюзов и работодателей. Работодателям предлагается экономически обосновывать увольнения, снижения зарплат и вынужденные отпуска. Профсоюзам же рекомендуется учитывать экономические условия. Никаких санкций за невыполнение этих рекомендаций не предусматривается.

Сейчас документ устраивает работодателей, которые подключились к его созданию последними, месяц назад. "Мы готовы к подписанию этих рекомендаций", - сказал Александр Шохин, глава РСПП. Удовлетворяет он и Минздравсоцразвития. "Мы не предполагали, что в сжатые сроки удастся выйти на согласованный документ", - сказала Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития. Однако, по словам председателя ФНПР Михаила Шмакова, документ требует дополнительного согласования в недрах ФНПР. Что конкретно профсоюзы в нем не устраивает, он не сказал.

Конструктивная критика

Конкретные антикризисные предложения выдвинул вице-президент по персоналу НЛМК Станислав Цырлин. Он предложил расширить перечень оснований для заключения срочных трудовых договоров, объяснив это тем, что производство может за 2-3 месяца упасть или подняться в разы в условиях кризиса. Он также раскритиковал программы служб занятости по переобучению, поскольку они направлены на подготовку низкоквалифицированного персонала.

Кроме того, он поднял вопрос о расставании с сотрудниками предпенсионного возраста. На НЛМК, по его словам, таким работникам предложили выходное пособие в 5 зарплат и получили в декабре 1200 заявлений. Тем не менее этот способ слишком дорог. Станислав Цырлин предложил государству брать на себя заботу о таких сотрудниках.

Трудные переговоры

Изначально профсоюзы не дали некоторым предприятиям подготовиться к кризису. По словам Алексея Окунькова, исполнительного директора Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса, еще летом часть металлургов почувствовали изменение цен и спроса на собственную продукцию. Зарплаты к тому моменту росли на 30% в год, и убедить профсоюзы, что в следующем году это будет не так, не удалось. "Когда говоришь, что все будет плохо, это очень сложно воспринимается, - сказал он. - Время расставило все по своим местам". Через полгода в среднем по отрасли объемы производства упали на 35%, а отпускная цена - вдвое.

Сегодня, в сложные времена, профсоюзы горно-металлургической отрасли, одной из наиболее сильно пострадавших от кризиса, пошли на серьезные уступки работодателям. Об этом рассказал заместитель председателя Горно-металлургического профсоюза России Андрей Шведов. По его словам, по отрасли были заморожены зарплаты на уровне конца 2008 года, а также снижены различные социальные выплаты.

И все же профсоюзам отдельных предприятий пришлось отстаивать права работников. На Златоустовском металлургическом комбинате дело дошло до голодовки. Дело в том, что рабочих отправляли в отпуска с сохранением двух третей тарифной ставки, а не средней зарплаты. Забастовка вылилась в судебное разбирательство, и руководство завода обязали выплачивать рабочим две трети средней зарплаты. Работодатель безуспешно попытался оспорить это решение в областном суде. "Здесь речь о социальном партнерстве можно поставить под большой вопрос", - заключил Андрей Шведов.

Платить две трети от тарифа или от средней зарплаты - крайне важный вопрос для работодателей. По словам Станислава Цырлина, это разрушает мотивацию труда. На самом предприятии отношение зарплаты к тарифной ставке составляет 40%. Платить даже две трети зарплаты - экономически нецелесообразно, поэтому он предложил государству компенсировать часть зарплаты работников, которые находятся в вынужденном простое.

Здесь пока хорошо

Есть отрасли, где профсоюзам пока не приходится соглашаться с трудными решениями. Например, пищевая промышленность пока практически не пострадала от кризиса, и вице-президент по персоналу и корпоративным вопросам "Балтики" Даниил Бриман отрапортовал об индексации зар-платы на 10% с 1 апреля всем сотрудникам компании.

О том, что социальные программы в этом году не будут резать "ЛУКОЙЛ" и авиационный холдинг "Сухой", сообщили их директора по персоналу Анатолий Москаленко и Алексей Акимов.

Предложения

Олег Калинский, директор по корпоративной политике "Алкоа Рус":


- Сокращения мы реализуем совместно с проф-союзами и региональными властями. Мы не просто высвобождаем персонал, а занимаемся его переобучением. Наши действия совместно с местными властями направлены на разработку политики, которая бы препятствовала асоциальным выступлениям. Сегодня очень важно с людьми говорить честно и открыто.

Алексей Акимов, заместитель генерального директора по работе с персоналом компании "Сухой":

- В условиях кризиса мы сфокусировались не на оптимизации затрат и урезании социальных затрат, а на том, чтобы обеспечить должный уровень эффективности нашего производства, чтобы соответствовать более жестким условиям внешней среды. Для этого мы привлекли международных партнеров и ведущие российские практики.

Станислав Цырлин, вице-президент по персоналу НЛМК:

- Если нынешний всплеск производства окажется временным, то мы будем вынуждены оптимизировать наши трудовые ресурсы. Производительность труда в российской металлургии в разы ниже, чем на Западе. Это означает, что лозунг "сохранить занятость любой ценой" необходимо отложить пока для сохранения конкурентоспособности.