ВЫИГРЫШ - НА ДНЕ

Одна за другой ушли в отпуск телепередачи. Сезон 2002/03 завершился. Лишь программа, которая без излишней скромности гордо именует себя "самым чистым шоу в эфире", решила чуть задержаться. Она прощалась со зрителями в минувшую субботу. Устроила большой водный праздник с вручением "самой главной телевизионной премии года" - "Золотой прищепки".

Можно, конечно, посчитать безудержное бахвальство авторов "Большой стирки" (читатели, надеюсь, догадались, что речь идет именно об этой передаче Первого канала) неотъемлемой частью драматургического замысла программы. Громогласные призывы, звучащие, подобно помпезным советским праздничным лозунгам. Пафосная водная феерия на небольшом пространстве бассейна - лодки, водные велосипеды, надувные фигуры. Предельно обнаженные танцовщицы в бурном танце "Бразильская ночь"...
Поначалу кажется, что авторы представляют пародию на некий пышный и бессмысленный праздник. Но вскоре понимаешь: нет, тут все всерьез. Таков здесь уровень представления телевизионщиков о самих себе, о веселье, о наших с вами вкусах и потребностях. Построение итогового фестиваля сезона ничем не отличается от того, что можно было видеть в "Стирке" целый год. Та же дремучая пошлость сентенций ведущего, те же собранные с бору по сосенке знаменитости, согласные "светиться" в подобной передаче, та же сдобренная восторженными выкриками зазывалы-ведущего немудреная поп-музыка...
На сей раз предполагалось еще и вручение ежегодных наград по нескольким, довольно, впрочем, условным, номинациям. Неназванное жюри свои решения спрятало на дно бассейна. Водолаз нырял за бутылками с записками, поднимал на поверхность, ведущий, к всеобщему восторгу, называл имена победителей. Такая драматургия.
И все же итоговая "Большая стирка" способна была удивить даже видавших виды зрителей. Ведь участвующие в ней известные политики и деятели искусств ради возможности привлечь к себе внимание миллионной аудитории с готовностью прыгали в воду. Семидесятивосьмилетний композитор, вооружившись маской, нырял на дно бассейна, доставая оттуда имена лауреатов. Его превзошел экстравагантный политик, лидер одной из крупных политических партий: тот, не раздумывая, бросился в воду в парадном облачении, не сняв даже ботинок и галстука. Отметился среди номинантов и питерский режиссер порнофильмов, претендующий на губернаторский пост в северной столице...
В начале мая, в День радио, который "по совместительству" считается и праздником телевидения, программа "Дата" (ТВЦ) провела опрос среди своих зрителей. "Как вы считаете, - спросила она, - что больше определяет современное телевидение?". Было предложено три варианта ответа: "политика", "бизнес", "творчество". Во время голосования в студии присутствовали две гостьи - депутат Госдумы, член фракции коммунистов, и телеобозреватель одной из крупнейших российских газет. Ведущий попросил их обозначить свои приоритеты.
Женщина-депутат, естественно, высказалась в пользу политики. В год выборов, когда верхние строчки в списках самых "смотрибельных" передач все чаще начинают занимать информационные и публицистические программы, такое мнение, наверное, вполне допустимо. Радикальнее и огорчительнее были суждения другой дамы, моей коллеги по профессии. Для нее нынешнее ТВ является олицетворением не столько творчества, сколько прозаичного бизнеса.
Сначала я искал логические доводы в моем несогласии с коллегой. Все же история телевидения свидетельствует о его тесном родстве с кинематографом, театром, другими искусствами-зрелищами. И в качестве телекритиков, кстати, выступают чаще всего люди, близкие этим видам искусства. Во всяком случае, суждениями о ТВ занимаются не экономисты и не спецы по маркетингу или менеджменту.
Впрочем, чем больше думал я об этой коллизии, тем чаще, к великому сожалению, находил в нынешней телевизионной практике подтверждение правоты моей коллеги. В самом деле, минувший телесезон с позиций творчества оказался гораздо беднее любого из предыдущих. В своих дневниковых записях я не смог найти сколько-нибудь заметных телепремьер, которые бы знаменовали новый шаг в экранном творчестве. А вот в финансовом отношении сезон для крупнейших каналов оказался весьма успешным. Снижение уровня доходов от рекламы, которое отмечалось в последние пять лет, нынче преодолено. Творческий застой завершившегося сезона никоим образом не сказался на коммерческой стороне дела. Многие руководители телеканалов, осознав отсутствие жесткой связи одного с другим, строят теперь свою стратегию не на творческих поисках, а на четко организованном, подчиненном строгим правилам менеджменте.
Что же касается политики, то она оказывается важной не только в год выборов. Хотя понятно, что львиную долю выделенных из государственного бюджета средств, которые уйдут грядущей осенью и зимой на две избирательные кампании, получат именно телеканалы. А решать, за кого отдать свой голос, большинство граждан, как показали предшествующие выборы, станет во многом на основании телевизионных впечатлений. И какой же политик ради возможности очаровать перед телекамерой избирателя не согласится броситься в бассейн? В надежде найти на его дне свой выигрыш...