Главная Культура 00:07 17 Июля 2015 5456
Людмила Абрамова: Высоцкий был из тех, кто врачует души

О Владимире Высоцком, ушедшем из жизни 35 лет назад, корреспондент «Труда» беседует с его супругой Людмилой Абрамовой

Елена Булова

Площадь, забитая людьми. Многократно усиленный динамиками хриплый голос. Сильный дождь. Но люди под морем зонтов не двигаются с места, ловя каждое слово Высоцкого. После концерта благодарная толпа поднимет грязный автобус, в котором сидят актеры Театра на Таганке, и на плечах несет через площадь: Это не придуманная сцена. Это жизнь, выведенная на экран режиссером Владимиром Левиным в недавно вышедшем документальном фильме «Мой Гамлет», посвященном Году литературы и памятной дате поэта. О Владимире Высоцком, ушедшем из жизни 35 лет назад, корреспондент «Труда» беседует с его супругой Людмилой Абрамовой — актрисой, матерью Аркадия и Никиты Высоцких, организатором музея Владимира Семеновича в Москве. И, кстати, автором идеи нового фильма.

— Людмила Владимировна, в фильме есть эпизод, где Высоцкий поет «Спасите наши души», обращаясь куда-то в небо. Простите за интимный вопрос... Он был верующим?

— Вы имеете в виду документальную съемку, когда он поет «Подлодку»? Сцена с автобусом происходила в Набережных Челнах, на этом месте сейчас стоит памятник. А эпизод, про который вы говорите, снимался отдельно, в Венгрии. Там был хороший кинооператор, он знал, что в Москве не разрешали снимать спектакли Любимова, и сделал такой вот подарок на все времена. Володя «Подлодку» написал в 1968-м, летом. Когда через много лет погиб «Курск», я была в Севастополе, и весь город гремел этой песней. Она неслась из каждого окна, и те, у кого не было записи, стояли под чужими окнами и рыдали, и пока «Подлодка» звучала, еще оставалась хоть тень надежды...

Однажды на гастролях в Монголии один наш чиновник все пытался у меня выяснить, верующий ли человек Володя: «Почему Вознесенский написал о Высоцком «какое время на дворе — таков мессия»? Я тогда ему ответила: «Кто такой мессия? Тот, кто спасает души. Так вот, Володя был из тех, кто врачует, спасает души. Он как будто каждого из нас окликнул в своих песнях, поэтому его так любили». На самом деле Высоцкий к вере пришел не сразу. Да, он был верующим, только не воцерковленным. Поэты не бывают атеистами, не та это профессия...

— После его смерти многие говорили: «Я был дружен с Высоцким». А он сам-то кого считал своими друзьями?

— Были две анкеты, в них он отвечал: «Любимый спектакль — «Живой»; любимый друг — Валерий Золотухин». Это правда, они в шести спектаклях играли вместе. Вместе снимались у Швейцера в «Маленьких трагедиях». Володя присутствовал на съемках, где Валера работал в партнерстве со Смоктуновским. Володя понимал, как Валере сложно играть Моцарта, когда на тебя смотрит настоящий Сальери. И Володя поддерживал, ходил сзади декораций — так, чтобы Валера слышал его шаги.

— Однажды у Золотухина спросили, завидует ли он Высоцкому. И он сказал, что, да, мол, завидует.

— Валерочка был очень честным человеком. Он из тех немногих, кто имеет мужество, как и Володя, вслух повторить то, что писали в дневнике. А то, что он писал там — из серии «ни единою буквой не лгу». Дневники он начал вести с 1962 года, когда еще был студентом и мечтал стать писателем, надеялся, что он, деревенский мальчик, научится писать по-русски так, как его любимые авторы. Валера знал, кстати, как я ценю его дневники: мы по ним даже выставку сделали. Для меня Валеркина смерть — горе невосполнимое. Он и был любимым другом Володи. Хотя Высоцкий, что бы о нем ни говорили, был незлым человеком и к очень многим вокруг тепло относился.

— А отношения со Станиславом Говорухиным — это дружба или сотрудничество?

— Дружба, и очень хорошая. Познакомившись с ним, Володя, помню, меня спросил: «Ты много наизусть знаешь из «Евгения Онегина»? А вот Станислав Сергеевич знает «Онегина» целиком!» Что оставалось делать? Я выучила всю поэму. Правда, когда Станислав Сергеевич рассказывает, что Володя не играл в шахматы и он ему показывал, как ходят конем, — это лукавство. Володя в шахматы играл, и вполне хорошо, чему был свидетелем Михаил Таль, который приходил на Большой Каретный и играл с Высоцким.

— В вашем фильме речь идет о спектакле «Гамлет», ставшем театральной визитной карточкой Высоцкого. Но Гамлета играло такое множество актеров...Что, по-вашему, отличало его Гамлета от других?

— Вы помните, как назвал Станиславский созданный им театр? Московский художественный общедоступный. Я очень люблю это слово — «общедоступный». Оно гораздо лучше, чем «академический». Так вот, Юрию Петровичу удалось сделать «Гамлета» спектаклем общедоступного театра. «Гамлет» Любимова был понятен всем. Как были понятны всем Володины песни.

Наш фильм родился случайно из выставки, которую мы устраивали в музее Высоцкого. На ней были представлены портреты всех известных исполнителей этой роли, афиши спектаклей и фильмов. Мы пытались рассказать, как воспринимался образ Гамлета разными исполнителями и в разное время. Изучая материалы, я поняла, что многие Гамлета просто не понимали. Заслуга Володи в том, что он сумел перевести Шекспира на язык, понятный обыкновенным советским людям — интеллигентным и не очень, образованным и не совсем, старым и молодым. Володя — дверь в искусство. Статистически подсчитано, что по всему миру людей, которым нужна поэзия, которые читают стихи для себя, — всего-то не более 3%. Так вот, Высоцкий в нашей стране эту цифру удесятерил!

Его Гамлет очень сильно отличался от предыдущих. Мне, например, кажется, что работа Смоктуновского в фильме Козинцева профессионально прекрасна, интересна, она живет, но, к сожалению, лишена темперамента. Володя не просто трагик, он — романтический трагик. И в этом смысле его непередаваемый, неописуемый темперамент очень много дал этой роли и театру вообще.

— Высоцкий изучал работы предыдущих исполнителей?

— Конечно! Он читал, смотрел. Видел, как в Питере играл эту роль Бруно Фрейндлих, отец Алисы, в этакой вахтанговской манере. Козинцев ведь тоже ставил «Гамлета» в театре, а не только в кино. Очень интересно играл Гамлета Авилов. Но тот уже был под сильным впечатлением от исполнения Высоцкого, которого видел на сцене и боготворил. На Володю же произвел впечатление сам Шекспир, а не чьи-то спектакли. Он изучил шесть переводов пьесы. У него были тексты Кронеберга, Гнедича, Лозинского, Пастернака, Радловой и другие. Его собственный экземпляр с пометками находится теперь в музее.

— Как он готовился к спектаклю?

— Отгораживался от суеты. Старался избегать разговоров, в том числе и телефонных. Хотя он был высоким профессионалом и, как мне казалось, не нуждался в каком-то особом погружении в материал. А вообще-то этот спектакль до сих пор преподносит нам сюрпризы.

— Спустя 44 года после премьеры?

— Да! Например, откуда Любимов взял текст, который произносят могильщики? Это ведь не текст Шекспира. Шекспир разрешал, чтобы могильщики и шуты — персонажи второстепенные — произносили отсебятину, лишь бы она была актуальна и остроумна. И вот совсем недавно я открыла книжку переводов Бродского и... свалилась со стула! Знаете, что могильщики читают в спектакле? Текст замечательного американского писателя Хаима Плуцика «Горацио» в переводе на русский... Иосифа Бродского! Где Юрий Петрович мог достать этот текст? Знакомы они тогда еще не были. Бродский же не любил театр вообще, а Таганку в особенности. Много позже, уже в эмиграции, Любимов встречался с Бродским, но ко времени их встречи спектакль восемь лет игрался, и текст этот все эти годы звучал на сцене. Я даже нашла письмо, где Бродский сообщает вдове Плуцика, что переводил тексты ее супруга и что фрагменты переводов звучат на Таганке. Но кто передал Любимову этот текст, осталось тайной.

— А вы верите, что тайное всегда становится явным?

— Жизнь часто подтверждает это. В 1965 году Володя снимался в Белоруссии у Виктора Турова в картине «Я родом из детства» по сценарию Шпаликова. Однажды в дороге открыл книгу, и тут ему пришли в голову несколько строк. Он схватил ручку с отвратительной малиновой пастой и на полях книги их записал. Потом его «накрыло» в студии: его гримируют, а он пишет (речь о варианте песни «Сентиментальный боксер», которая потом восстанавливалась Высоцким по памяти. — «Труд»). Раздается команда «В кадр!» — Володя оставляет книгу на стуле, а когда возвращается, ее нет. Высоцкий, человек вспыльчивый, ужасно орал, требуя вернуть книгу с наброском стихотворения. Обыскали все, опросили всех — нету! Он сел в поезд, ругаясь и клянясь, что больше ноги его здесь не будет. Это был, напомню, 1965 год. Прошло полжизни — и вот в 1998-м на очередной Володин юбилей из Белоруссии приехал Никитин ровесник и привез с собой этот самый сборник «Фантастика-65». Подошел к Никите Владимировичу и протянул книжку со словами: «Мой отец в 1965-м работал осветителем на картине, где снимался ваш отец. Увидел, что Владимир Семенович что-то пишет, не удержался и забрал книжку на память. Несколько лет моего отца уже нет. Я читал, что вы создаете музей Высоцкого. Считайте, что мой отец вашему книгу вернул, а если они там встретятся, то по-доброму».

После этого я поверила в слова Никиты, который уверен, что если мы создаем музей настоящий, если в нем есть частичка Володиной души, если он от нас не отрекся, то все экспонаты вернутся сами собой.

Штрихи

Людмила Абрамова — актриса, выпускница ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Студенткой в 1961-м на съемках картины «713-й просит посадку» познакомилась с Владимиром Высоцким. К тому моменту он был женат на своей сокурснице Изольде Жуковой, отношения с которой сохранялись до 1964 года. Официально Людмила стала второй женой Высоцкого в 1965-м. В июле 1967-го Владимир Семенович познакомился с русско-французской актрисой Мариной Влади, которая фактически стала его третьей супругой (официально — с 1970 года). Сыновья Высоцкого и Абрамовой Аркадий и Никита родились соответственно в 1962 и 1964 годах. В 1968-м Высоцкий и Абрамова развелись.

 

Комментарии для сайта Cackle

Что бывает, если худрук вовремя не позаботился о смене

Любовь Лебедина
Труд
Александра Захарова в последнем спектакле Марка Захарова «Капкан», который пришлось завершать уже ей самой, без отца. Фото: А. Стернин

Тревожно в столичных театрах. Уход из жизни бесспорных лидеров творческого процесса открыл шлагбаум для временщиков, спровоцировал дефицит авторитетов, упадок дисциплины, наплыв бездарных экспериментаторов, разрушающих художественную...

27 августа великому украинскому актеру Богдану Ступке могло бы исполниться 80 лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Viktor Chernov/Russian Look, globallookpress.com

Богдана Сильвестровича нет с нами уже более девяти лет. Его уход летом 2012 года стал шоком для коллектива театра имени Франко, который он возглавлял на протяжении ряда лет, для всей Украины, для любителей кино на всем постсоветском...

Должен ли худрук получать в 50 раз больше своих подчиненных

Анна Чепурнова
Труд
Уволенные артисты Театра им. Ермоловой говорят: за выход на сцену Олегу Меньшикову платят 103 тысячи рублей, а рядовому актеру - около двух. Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мелькнувшая месяц назад новость о том, что около 20 из 90 актеров Театра им. Ермоловой будут уволены в связи с оптимизацией кадрового состава, на днях получила громкое продолжение. Кандидаты на увольнение...

Культура 00:08 / 17 Сентября 2021 18314
Певцов и бесовщина

Известный актер тоскует по цензуре

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Дмитрий Анатольевич считает, что искусство нужно цензурировать. Фото: Yevgeny Philippov, globallookpress.com

Намедни актер Дмитрий Певцов, известный, помимо прочего, своей трепетной любовью к товарищу Сталину, считающий генералиссимуса величайшим человеком в истории России, предложил ввести в стране государственный контроль в сфере...

На «Новой волне» Игоря Крутого звезды будут ходить друг к другу по кругу

Константин Баканов
Труд
Список главных концертов «Новой волны» навевает вселенскую тоску. Изображение с сайта newwavestars.eu

В Сочи вчера стартовала очередная «Новая волна» — поп-фестиваль, который его вдохновитель Игорь Крутой по-прежнему просит называть конкурсом. Нельзя не отдать должного организаторам и участникам, особенно...

«Я решила, что буду стареть естественно, нравится вам это или нет», - сообщила оперная певица Анна Нетребко

Труд
Фото: via www.imago-images.de, globallookpress.com

Элла Памфилова, глава ЦИК - Не поддавайтесь ни на какие провокации, на давление тех или иных недобросовестных чиновников, которые захотят вам выкрутить руки! Александр Лукашенко, президент Белоруссии - Меня очень интересует и волнует проблема...

Сто лет назад был арестован и расстрелян Николай Гумилев

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Он собирался прожить 90 лет, а прожил всего 35

Он собирался прожить 90 лет. Прожил всего 35. Дворянин, монархист, путешественник, воин, поэт, наконец, первый муж Анны Ахматовой, Николай Гумилев был арестован в Петрограде 3 августа 1921 года. А в ночь на 26 августа...

Уходящее лето обернулось кошмаром для нашего кинопроката

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Большие надежды прокатчики связывают со второй половиной месяца, когда на экраны выйдут голливудские фильмы, в том числе фантастический триллер «Воспоминания» с Хью Джекменом

Два первых летних месяца установили новые антирекорды по оттоку зрителей из кинозалов. Небывалая жара, пожары в одних регионах, дожди и наводнения в других, новая волна пандемии, наконец, почти полное отсутствие ярких...

Ведущий шоу реалити «Охотники» на телеканале «ЧЕ!» рассказал «Труду», какие аферы возмущают его больше всего

Анна Чепурнова
Труд
«Охотники» работают дружной командой, где один за всех и все за одного. Владимир Сорков – справа. Фото из личного альбома телеведущего

Вряд ли есть среди нас счастливчики, на кошельки которых ни разу не покушались разного рода аферисты. Звонки со словами «ваша карта заблокирована», предложения взять «супервыгодный» кредит от сомнительных...

Теперь вместо захвата вокзалов, мостов, телеграфа и телефона всякого рода путчисты сразу стремятся установить контроль над телевидением

Сергей Беднов
Труд
Этот, в общем-то, светлый балет Чайковского наше ТВ превратило в поминальный. Или даже в знак беды. Фото: Justin Spittle/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

В начале недели все ведущие телекомпании мира показывали кадры из аэропорта Кабула, где отчаявшиеся люди хватаются за стойки шасси американских самолетов, пытаясь то ли остановить их, то ли таким безнадежным способом...

Огромная конструкция из сосновых досок была снабжена бронзовой табличкой «Возвращению домой греки посвящают это подношение Афине» 

Кадр из фильма «Троя», режиссер – Вольфганг Петерсен, 2004 г.

Международная группа археологов заявила, что при раскопках на холме Гиссарлык в Турции ими обнаружены фрагменты деревянной конструкции, которая с высокой вероятностью является троянским конем, описанным древнегреческим поэтом Гомером в поэме...

Чудесный скальный пейзажный парк «Монрепо» в Выборге меняется на глазах - и, увы, не всегда в лучшую сторону

Андрей Князев, Выборг - Москва
Труд
Уникальному наследию позволили обветшать, а деньги сожрала коррупция. Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

В ленинградский Выборг, что на самой границе с Финляндией, я почти 20 лет приезжаю во время кинофестиваля «Окно в Европу». И каждый раз вместе с туристами непременно иду в «Монрепо»....

Лера Кудрявцева стала расспрашивать олимпийских чемпионок насчет денежных премий. Что вообще-то считается моветон

Сергей Беднов
Труд
А у представителей старшего поколения Кудрявцева поинтересовалась их пенсиями. Фото: Vadim Tarakanov, globallookpress.com

На сей раз в студии программы НТВ, упомянутой в заголовке, собрали олимпийских чемпионок, свежеиспеченных и тех, кто завоевывал медали в прежние времена. Банальное название выпуска — «Цена золота» —...

Культура 00:25 / 17 Сентября 2021 9315
Кувшин вам не горшок!

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Даже при столь очевидном перевоплощении светлогорская администрация поначалу постаралась изобразить восторг

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры. К счастью, есть и примеры вдумчивого отношения к старине. Светлогорск — бывший прусский Раушен. До 1945...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Jake Warga,globallookpress.com

Понимаю, что вам трудно представить такую идиллическую картину в сегодняшнем мире: вечером при выключенных телевизоре и компьютере дети собираются под лампой, и отец семейства читает им вслух. Неправдоподобно, не правда ли?...

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?