БЛЕСК И НИЩЕТА "ЧЕРНОГО ЗОЛОТА"

Издательство "Олимп-Бизнес" совместно с компанией ЮКОС выпустило уникальную книгу "Русская нефть, о которой мы так мало знаем". Книга, которая охватывает период с 1700 по 1922 год, основана на исследованиях целой группы историков, журналистов и сотрудников НК ЮКОС. Большинство приведенных фактов действительно малоизвестны, до недавнего времени они хранились в архивах под грифом "Секретно". Любовь советской власти к засекречиванию все и вся на этот раз имела веские основания не только потому, что речь касалась стратегической отрасли: 300-летняя история отечественного нефтяного дела полностью опровергает миф об отсталой, "лапотной" России, которая расцвела только с приходом большевиков.

Любопытно, что замечательные успехи российских предпринимателей, ученых и инженеров игнорировали не только советские историки, но и зарубежные исследователи. Вероятно, последними руководили те же политические мотивы: в период острого противостояния двух систем не было принято обращать общественное внимание на достижения противника. В этой связи новая книга интересна не только для специалистов, но и для всех, кто интересуется историей нашей страны. "Черное золото" впервые рассматривается как важный геополитический фактор развития России в первые годы ушедшего столетия. Это и история человеческих судеб, изобретений, открытий и потерь. В книге одно из самых частых выражений: "Впервые... использовал, осуществил, применил, внедрил, изобрел, открыл...". Именно ученые, инженеры и частные предприниматели, чьи труды создавали и развивали нефтяную отрасль, отстаивали российские национальные интересы.
В начале прошлого века Россия была признанным лидером и по объемам производства топлива, и по развитости инфраструктуры отрасли, и по темпам внедрения технических инноваций. Оказывается, первое в мире металлическое нефтеналивное судно построено в нашей стране. Первым в Европе городом, освещенным чистым нефтяным газом, в 1874 году стала Казань...
Россия стала законодателем мод и во внедрении технических новинок, связанных с использованием углеводородного сырья. Вот что докладывал в этой связи в 1908 году американец Бовертон Редвуд на собрании Американского общества химической промышленности: "Невольно вспоминается мне моя поездка в южную Россию, где я впервые увидел отапливаемые нефтью паровозы, тянувшие тяжелые поезда по крутым подъемам без всякого уменьшения давления пара. Мне живо вспоминается мое первое путешествие на отапливаемом нефтью пароходе по Каспийскому морю, когда, заглянув в кочегарку, я увидел вместо обычной толпы покрытых сажей и потом полунагих кочегаров лишь одного служителя, который только по временам смотрел на манометр и регулировал впуск топлива, а все остальное время спокойно читал свою газету".
Как-то не вяжутся эти воспоминания очевидца с образом забитой и отсталой России, какой нередко представляют нашу страну той эпохи. В самом начале ХХ века она была мировым лидером по добыче нефти. Потом вокруг русского "черного золота" начались загадочные события, которые, как считают некоторые исследователи, привели к катастрофическим социальным последствиям.
Нефть и политика оказались слишком тесно переплетены. В книге сделана, на мой взгляд, удачная попытка посмотреть на историю нашей страны именно через "нефтяную призму". Взлеты и падения одной из важнейших отраслей промышленности позволяют лучше понять, что происходило в дореволюционной России, а затем и в СССР. Такой взгляд, безусловно, поможет разобраться и во многих нынешних проблемах.
Застой нефтяной отрасли начался с поджога всех бакинских промыслов в августе 1905 года. Были ли эти поджоги спонтанными или хорошо организованными, и если да - то кем? Как получилось, что на протяжении четырнадцати довоенных лет не вводились в дело принадлежавшие государству новые разведанные нефтеносные участки? Каковы были последствия такой энергетической политики? Кто стоял за ней? Временное правительство обвинило во всех грехах царских чиновников. Пришедшие вскоре к власти большевики свалили все и на Временное правительство, и на царя.
К середине прошлого века обнаружились новые упущения, новые "виновники" и новые герои. Вопросов не стало меньше. Насколько эффективно использовались имеющиеся возможности, а что попросту было упущено? Какие интриги плелись вокруг нефтяного бизнеса? Какова была нефтяная составляющая Рапалльского договора 1922 года? Какие еще тайны открывают документы, с которых гриф "Секретно" снят лишь несколько лет назад? На эти и другие вопросы отвечает первая книга о русской нефти, о которой мы действительно так мало знаем.
УТОЧНЕНИЕ
В номере "Труда" от 12 сентября в материале "Соблазн банкротства" по причинам, не зависимым от редакции, была допущена ошибка в трактовке приватизации земли в ЗАО "Совхоз имени Ленина" Ленинского района Московской области. Автор упрекал директора хозяйства Павла Грудинина в том, что он, якобы получив от земельного комитета свидетельства о праве собственности на землю, не выдал их людям, а сразу же создал ЗАО и внес земельные доли всех в уставный капитал.
Однако, согласно представленным в редакцию документам, в уставный фонд ЗАО были внесены не свидетельства о праве собственности на землю работников хозяйства, а одно свидетельство о праве коллективной совместной собственности на землю. При этом паи в этом хозяйстве не выделялись, а решение о внесении находящейся в коллективной собственности земли в уставный капитал было удостоверено подписями каждого акционера.
Редакция приносит свои искренние извинения за допущенную ошибку директору и всему коллективу ЗАО "Совхоз имени Ленина", которое, кстати, уже четвертый год подряд входит в число 300 лучших хозяйств страны.