Минэкономики: квартиры коррумпированных чиновников надо продавать

Это позволит пополнять казну, до сих пор жильё преступников передавали очередникам или госучреждениям

Минэкономразвития может разрешить продажу незадекларированного жилья чиновников-коррупционеров и их близких. Законопроект по этому поводу появился на портале проектов нормативных и правовых актов. Разработан документ в русле исполнения поручений президента РФ Владимира Путина и вице-премьера Максима Акимова о борьбе с нелегальными финансовыми операциями.

Сейчас конфискованные квартиры или дома продать невозможно, зато допускается отдать их бесплатно в пользу социальных либо государственных нужд. Правительство ещё не определилось какие квартиры продолжат отдавать бесплатно, а какие пойдут на торги. Но время есть: по плану, новый закон вступит в силу в декабре 2020 года.  
 
Как отмечают в кабмине, в последнее время возросло количество жилья, оказавшегося в руках государства после решений судов о его конфискации. Но часть такого фонда составляют большие элитные квартиры, их нецелесообразно передавать для обеспечения жильём малоимущих «в виду значительных средств, необходимых для содержания подобных жилых помещений», говорится в пояснительной записке к законопроекту. 
 
По статистике Роимущества, с 2015 года по середину 2019-го в рамках противодействия отмыванию доходов государство конфисковало 49 квартир и домов общей стоимостью более 1,1 млрд рублей. При такой динамике количество такого жилья в собственности государства будет расти, прогнозируют в Минэке.
Изымать жильё можно по закону о контроле госслужащих. Генпрокуратура может подать в суд на чиновника, если есть подозрение, что он или его родственники владеют купленным на «серые» деньги имуществом. 
 

У них было многое

На всю страну прогремело дело полковника Дмитрия Захарченко. Прежде он работал в управлении МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции, но сам попался на последней. В конце 2017 года генпрокуратура отсудила в пользу государства имущество полковника на 9 млрд рублей: 13 квартир, 14 машино-мест, 4 автомобиля и золотой слиток на 500 граммов. Автомобили Захарченко продало Росимущество, о недвижимости пока информации нет. 
 
В апреле этого года суд изъял имущество на сумму 10 млрд рублей у экс-главы Серпуховского района Московской области Александра Шестуна. Прокуроры нашли у него 22 машины и 676 объектов недвижимости. В основном Шестун оформлял квартиры и дома на подконтрольные юрлица.  
В сентябре генпрокуратура отсудила у экс-главы Клинского района МО Александра Постриганя и его близких несколько автомобилей и 1,7 тысячи объектов недвижимости на сумму 9 млрд рублей. Среди изъятого лодочная станция, два детских сада, торговый центр и кинотеатр. 
 
В начале года генпрокуратура потребовала передать государству имущество экс-главы Марий Эл Леонида Маркелова и его родственников. Стоимость имущества 1,5 млрд рублей, но в сентябре иск вырос до 2,2 млрд. В активах Маркелова значились жилой комплекс в природоохранной зоне, квартиры, здания, участки в Марий Эл и в Москве. Маркелов настаивает, что недвижимость приобретена честно, на данный момент суд решений не принимал. 
 

Рыночно и прозрачно

Инициативу Минэкономики поддержал общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Котровский. Не очень понятно, на каких именно основаниях и кто получал изъятое у коррупционеров жильё, сказал эксперт. «То, что сейчас это будет выставляться на торги, это чисто рыночный механизм, который позволяет, безусловно, оценить по рынку то имущество, за которое государство может извлечь определенные денежные средства, а уже по линии вертикального бюджета через регионы закрывать те проблемы, которые касаются определенных групп граждан, претендующих на помощь со стороны государства», - приводит BFM.ru слова Котровского. 
 
С ним согласен и гендиректор группы компаний Geo Development Максим Лещев. Возможно, на деньги от продажи одной элитной квартиры в центре Москвы можно будет купить десяток квартир для нуждающихся, рассуждает он. 

«Института конфискации имущества у нас нет, его отменили ещё в 2003 году. В доход государства идут вещдоки либо взятки, а жильё нередко выступает взяткой», - сказал порталу TRUD.RU директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Приобретённая на легальные деньги недвижимость остаётся за человеком, даже если он совершил коррупционное преступление. Но государство может продавать купленные по «серым» схемам квартиры, считает экономист. Правда, сама эта продажа рискует сопровожаться коррупцией. «В Италии со скидкой продаются квартиры каких-нибудь мафиози. Но попробуйте сдать в аренду: это довольно опасно. Товарищи заключённого не поймут», - отметил Делягин.