ПО ЛИНИИ ЭКВАТОРА

Отчаянные пилигримы из Новосибирска - Владимир Лысенко и Сергей Дудоладов - стараются во что бы то ни стало строго придерживаться своей цели и условий маршрута: пройти, проехать, проплыть, проскакать на лошадях по широте "ноль" через всю нашу матушку-планету.

Что же это за люди, которые не страшатся ни тропической лихорадки, ни диких мест, ни ужасающей порой экзотики джунглей? Двое друзей, один из них - Владимир Лысенко. Он путешественник от Бога, романтик, едущий "за туманом и за запахом тайги". Первым в мире в 1996 году сплавился на катамаране по горным рекам, стекающим с самых больших вершин в Непале, Индии, Пакистане и Китае.
Его напарник Сергей Дудоладов - профессиональный фотограф, предприниматель, он больше прагматик. Но и его увлечение спортом и походами "любительским" не назовешь: автомобилист, байдарочник, горнолыжник, охотник, парашютист да к тому же руководитель Федерации сноуборда Сибири.
"Наша кругосветка состоит из трех этапов, - рассказал на пресс-конференции, посвященной этому уникальному проекту, Сергей Дудоладов. Сначала мы где-то до середины ноября пересечем Южную Америку. Потом преодолеваем Африку и, наконец, покоряем Мировой океан. И раньше чем через год, в 2005-м, завершаем маршрут".
Путешественники взяли с собой фотоаппараты, оборудование для подводной съемки, видеокамеру, спутниковый телефон. С родными и теми, кто "мысленно с ними", искатели приключений договорились так: звонить будут сами, чтобы понапрасну не держать включенной дорогостоящую спутниковую связь.
Вместе с Александром Поздняковым, коллегой из "Росбалта", агентства, оказывающего информационную поддержку проекту, к нескольким сеансам спутниковой связи подключился и корреспондент "Труда". Таким образом, разговаривая с участниками кругосветки, я составил нечто вроде дневника экспедиции.
29 сентября. Через неделю после того, как путешественники приземлились в Кито (Эквадор) и начали оттуда маршрут (а до этого были перелеты Новосибирск - Москва - Франкфурт - Каракас), Дудоладов вышел на связь.
- Все нормально, - услышал я бодрый голос Сергея. - Из Эквадора перебрались в Колумбию и уже прошли половину этой страны.
- Почему так долго молчали?
- Да тут по спутнику не разрешают звонить! Я вытащил телефон, а какой-то военный на ломаном английском объяснил: нельзя, мол, шпионить. А в пользу кого? Разборки идут постоянно, и не поймешь, где правительственные войска, где повстанцы, а где просто бандиты и наркоторговцы. Когда шли по реке Путумайо, военные несколько раз разворачивали нас: оказывается, разгорались стычки между группировками, контролирующими реку.
- А на чем плыли, Сергей?
- На катамаране - единственном средстве передвижения, которое прихватили с собой.
Следующая телефонограмма была 4 октября, когда члены экспедиции в городе Ла Педрера, на границе Колумбии и Бразилии, ждали оформления виз. Через три дня путешественники, по их словам, "чудом смогли улететь" вместе с военными на вертолете в Литисию (еще один приграничный город, уже в Бразилии). Зачем такое, почти на тысячу километров, отклонение от заданного маршрута? Нужно было, сказал Дудоладов, поставить специальную отметку на визе, согласно которой "позволено пересечь Бразилию вдоль экватора". Кстати, власти потребовали от участников экспедиции предоставления полного набора необходимых прививок. Все соответствующие отметки в документах у россиян имеются. После этих формальностей путешественники вернулись на заданную точку маршрута - бразильский город Битенкурт, он стоит прямо на экваторе.
Потом были короткие сообщения: "Добрались до города Джапура, где остановились на ночлег"... "Продвинулись в глубь Бразилии более чем на 400 километров"... "Отклонение от экватора - всего полтора градуса"... "Шли на моторной лодке, а теперь - пешком"...
15 октября. В трубке опять слышу голос Сергея Дудоладова. Сообщает, что находятся в городке Мараа.
- Как настроение?
- Паршивое. Какая-то труднопреодолимая эта страна, Бразилия. Как журналист, Александр, вы меня, фоторепортера, должны понять: ничего не разрешают. Потому, говорят, что это территории индейских резерваций. Даже снимать индейцев не дают.
- Ну и что же вы делаете?
- Развлекаемся. Фотографируем природу и купаемся среди пираний.
- Что за черный юмор? Это ведь хищные и очень опасные рыбки!
- Страха нет. Сейчас, когда уже кончился сезон дождей, пираньи пребывают в сытом состоянии. А потому купаться с ними совсем не опасно.
Потом Сергей добавил, что если в ближайшее время не будет решен вопрос о беспрепятственном проходе резервации индейцев, то он с Владимиром займется поиском "альтернативных" способов преодолений этой территории. Каких именно, Сергей не сказал.
21 октября. Путешественникам разрешили идти напрямик.
- Да с нами все в порядке, - хрипит в трубку Сергей. - Заросли покорябали, как ни странно, не нас, а аборигенов - индейцев-носильщиков. Двое получили травмы, еще один заболел неизвестно чем.
- А сколько всего у вас носильщиков?
- С десяток. Меняются они, правда, постоянно. На месте находим также переводчиков. За деньги, естественно.
- Как, кстати, с языковым барьером?
- Базовый английский я знаю, а напарник вообще владеет им великолепно. Через Колумбию с нами шел местный житель, он говорил и по-испански, и по-английски. Но главный для нас абориген - тот, который вызвался в Бразилии быть проводником. Мы этого индейца с большим трудом нашли. Уверял, что знает тропу через джунгли. А теперь у нас создается впечатление, что он забыл дорогу.
- Как же это?
- Помните фильм "Джентльмены удачи"? Косой (Крамаров) говорит: "Дерево там такое" - и изображает руками пальму. Нечто подобное происходит и с нашим аборигеном. Только через три дня он признался, что бывал в этих местах лет пятнадцать назад. Конечно, все забыл.
- Сейчас свое местоположение знаете?
- Да, есть компас, к тому же ориентируемся по карте. Находимся на 1,49 градуса южной широты и 65,14 градуса западной долготы.
25 октября. Новости от экваториальной экспедиции невеселые. Во-первых, путешественники переболели легкой формой малярии. Во-вторых, пятеро носильщиков разбежались по домам. В-третьих, проводник окончательно заплутал. Он пытается найти тропу к не обозначенному на карте истоку реки Рио-Куюни.
27 октября.
- Как самочувствие?
- Отлично! - отрывистый голос Сергея Дудоладова кажется мне каким-то безумным. - Малярия всерьез нас не схватила. Переболели, словно простудой. Ну, температура... Ну, башка раскалывалась... И все. Главное, что мы вышли наконец-то на знакомые проводнику места. Одолевают только насекомые - москиты и прочая летающая тварь. Теперь собираемся построить каноэ, чтобы пойти по речке, впадающей в Рио-Куюни.
2 ноября.
- Докладываю: из джунглей выбрались, - радостно прохрипел Сергей Дудоладов. - Каноэ соорудили. Уже третий день плывем по речке Алегри в направлении Рио-Куюни, чтобы добраться до верховьев Амазонки. Там есть, говорят, крошечный населенный пункт Барселос - всего из одной улицы и нескольких домов. Ближайшие дней семь на связь выходить не будем. Одна из двух батареек отказала, другую побережем для экстренных случаев. А как только будет возможность - купим батарейку, сейчас просто негде. В банк нам нужно тоже, а то деньги кончаются...