И там шальная императрица…

Возведению Екатерины II в культовые персонажи наших дней можно найти и экзистенциальное объяснение

«Россия 1» продолжает показ сериала «Екатерина. Фавориты». За несколько дней до его старта канал начал обратный отсчет: до главной премьеры года осталось 40 часов, 15, 2... Будто к запуску ракеты готовились. Хотя за последние 10 лет эта фигура приобрела для наших соотечественников особое значение. Согласно опросу, проведенному минувшим летом, в тройке лучших правителей за всю историю России ее имя соседствует с Петром I и Сталиным.

Список любопытный. Петр Алексеевич, понятное дело, царь-реформатор, окно в Европу прорубил (хотя, как сейчас выясняется, может, зря). С Иосифом Виссарионовичем тоже все ясно. Он, конечно, тиран, но победитель в страшной войне и эффективный менеджер, получивший страну с сохой, а оставивший с атомной бомбой и присказкой «Сталина на вас нет». Екатерину в прежние времена, конечно, тоже вспоминали, но нечасто. Продолжали сказываться стереотипы из советских учебников: расцвет крепостничества, казнь Пугачева, моральная распущенность, потемкинские деревни. И тут в опросе она вдруг занимает второе место, опередив вождя всех народов! Видимо, есть причины?

В 2014-м «Россия 1» выпустила первый сезон масштабной биографической саги «Екатерина», продолжение которой нам сейчас и показывают. А «Первый» годом позже — 12-серийную «Великую». «С чего бы такое единодушие среди конкурентов? — почесал репу дотошный зритель, склонный к конспирологии, и тут же сделал вывод: — Ах да, при ней же Крым стал частью России!» Такая, мол, художественно-информационная поддержка. Аргумент, что вопрос с полуостровом решился в марте, а дорогостоящую костюмированную «Екатерину», требующую длительного процесса производства, показали уже в ноябре, на зрителя не подействовал: «Телевизионщики все знали заранее и готовились».

Бред, конечно. Уж если на то пошло, возведению Екатерины II в культовые персонажи наших дней можно найти и экзистенциальное объяснение. Во второй половине XIX века были выпущены 100-рублевые купюры с портретом покойной императрицы. В народе их часто называли «царскими бабками», поскольку та приходилась бабушкой двум государям — Александру I и Николаю I. Потом они превратились просто в «бабки». В свою очередь, это грубоватое слово стало обозначать деньги вообще, постепенно превратившись в «бабло». А разве не бабло в последние десятилетия является в РФ национальной идеей, за неимением другой?!

Если копнуть, у нас сегодняшних вообще много общего с Россией второй половины XVIII века. И вот пример. Миф о потемкинских деревнях в том виде, в каком его преподносила советская школа, давно опровергнут. Светлейший князь не возводил для услаждения глаз царственной любовницы бутафорские избы и не заставлял ряженых изображать довольных крестьян. Но когда Екатерина отправилась на юг России с большой группой иностранцев, чтобы те по достоинству оценили победу над Османской империей и успехи в освоении завоеванных земель, по пути следования кортежа местные чиновники срочно красили фасады домов, приказывали населению надевать лучшие наряды, а с улиц удаляли нищих. Где-то мы и сами это видели — крашеную траву и прочее, не так ли?

Возвращаясь к премьере. С тех пор как на российском ТВ появилась мода на исторические сериалы, не утихают споры, следует ли воспринимать их как новый взгляд на прошлое или как чисто развлекательный продукт, использующий это самое прошлое в качестве рабочего материала. Серьезные историки склоняются ко второму. Вот если бы на экране авторами ради какой-то идеологической цели предпринималась явная попытка исказить события, имевшие место в реальности, тогда конечно, был бы смысл подать свой голос. Поиск же ими в художественном произведении ошибок — это все равно что для рядовых обывателей отлов ляпов. Последние, устраивая такую охоту, получают удовольствие, чувствуя себя гораздо образованней сценаристов. А серьезным ученым подобное занятие не к лицу.

Ну носит Потемкин в «Фаворитах» повязку не на том глазу. Ну придворные ходят без париков, обязательных по этикету, и используют словечки из XXI века. Ну «казнили» героя, в действительности прожившего долгую жизнь: «Мы пошли на такой шаг, чтобы не утяжелять изображение деталями, быть ближе к современному зрителю», — объясняют авторы. (Это про парики, а про повязку и убиенного ничего не сказано.) И их понять можно. Они же ставили перед собой задачу в течение 16 вечеров развлекать публику, попутно, если получится, слегка просвещая ее, а не наоборот. И, судя по рейтингам, вполне преуспели.

Иное дело, когда речь идет о проектах вроде «Империи», которую недавно повторил Первый канал. Посвященный династии Романовых, фильм снят в формате докудрамы. А раз имеется документальная составляющая, то есть и повод для обсуждения специалистами. Им предлагают факты и их трактовку, они вправе опровергнуть или подтвердить их, не опасаясь услышать в ответ что-то про «творческий вымысел».

А к «легкому жанру» и относиться надо соответственно. И не искать в сериалах — чаще всего изделиях одноразового пользования — скрытых смыслов. История, которую все чаще пытаются подчинить так и не придуманной идеологии, у нас и без того перестала быть просто наукой. Некоторые ее страницы, уже казавшиеся незыблемыми, вдруг начинают свербеть, подобно незажившим ранам. Каково это — всем миром новый учебник истории обсуждать, будто он Священное Писание?! Ясно же, что не на все времена. Мы к этому привыкли.