Школы и детсады пошли вслед за вузами

Минобрнауки после вузов решило взяться за школы и детские сады, которые теперь тоже собираются оценивать по критериям эффективности

Но если со школами более или менее ясно – тут мерилом могут быть оценки или результаты ЕГЭ, то детские сады вызывают массу вопросов.

Проверку школ в регионах планируют начать с января по 10 показателям. В первую очередь чиновники намерены оценить количество учеников, нагрузку в группах и состояние здоровья. Обещают особое внимание уделять детям с ограниченными возможностями, которые теперь могут посещать обычные образовательные учреждения. Руководителей обяжут отчитаться о содержании и процессе образовательных программ, а также о количестве, квалификации и зарплате педагогов.

Но как все-таки оценивать детский сад? Что это могут быть за критерии и как можно сравнивать, скажем, сельские детсады и столичные? «Труд» связался с экспертами в области дошкольного образования, чтобы получить ответы на вопросы.

«Какие критерии оценки, если в регионах воспитательницы получают по 3–4 тысячи рублей, идут на эту нищенскую зарплату просто потому, что иначе не могут своего ребенка пристроить? Ремонт делают родители: меняют окна, из которых дует, паласы, которым по 10 лет, устанавливают качели на игровых площадках. Или эти проверки – только повод, чтобы найти причину закрывать и укрупнять детсады, как это было с вузами?» – возмущается активист Движения за доступное дошкольное образование Анна Любовецкая.

Анна не понаслышке знает, что такое детский сад и какие у него проблемы: ее младшему ребенку не выдавали путевку в ДОУ до трех с половиной лет, и чудо случилось совсем недавно. Теперь внутренние проблемы отдельно взятого детского сада перед глазами: пришла проверка и не увидела раковину, которая по СанПиН должна стоять в определенном месте. А ее просто некуда ставить, даже нет такой технической возможности. Ни о какой безопасности речи идти также не может, даже калитка – и та плохо закрывается. «У Минобрнауки представления о жизни не имеют ничего общего с реальностью. Садов и так не хватает, и если начать их закрывать из-за несоответствия критериям, начнется бунт», – говорит Анна.

«Нормы содержания в дошкольных и школьных учреждениях подробно прописаны в СанПиН. А чтобы добиться некой эффективности, для начала следует определить цель. Какова цель образования? В законе «Об образовании» ничего об этом не написано, там есть только формулировка о том, что образование – это процесс. А результаты процесса совершенно размыты. Тем более, нет таких критериев, по которым можно оценить эффективность детсада, даже тройку я не смогу назвать. Мало нам было скандала с проверками эффективности вузов, теперь решили взяться за школы и ДОУ. Складывается ощущение, что вся деятельность Минобрнауки напоминает искусственное нагнетание пара – мол, лишь бы говорили, пусть даже ругают, потому что сразу видно, что кипит бурная деятельность», – комментирует активист, эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.

Если общественники не верят в идею критериев в принципе, то сами воспитатели уверены, что оценить садик можно – правда, оценить не эффективность, а качество.

«Детский сад должен быть домашним, приятным, уютным, чтобы ребенок стремился туда ходить. Что делает его таким? Только люди – никак не диваны, коврики или портреты на стенах. И это полностью зависит от заведующей, которая набирает персонал, – делится с «Трудом» мыслями педагог-психолог, воспитатель одного из столичных ДОУ Динара Булатова. – Беда в том, что у нас большинство заведующих решают свои материальные проблемы, покупают себе квартиру в Москве и больше не хотят работать. А еще я бы отнесла к необходимым критериям наличие компьютера – не только в игровой комнате, но и у секретаря. Иначе где нам распечатывать, например, демонстрационные материалы? Это же рабочий процесс, а компьютеров нет. И это в наш век высоких технологий». Кроме того, по ее словам, в детсадах также необходимо уделить особое внимание детям с ограниченными возможностями. Ребенок, пойдя в обычный детсад, не усваивает норму программы, ему нужны другие дисциплины, и пытаться ввести его в обычный коллектив в данном случае означает обречь на торможение в развитии, поскольку времени на него особо не выделишь.