СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ

Морозным январским утром в небе над Западной Сибирью произошло ЧП. Из-за сильнейшего ветра лайнер Ту-204 со 119 пассажирами на борту и семью членами экипажа никак не мог приземлиться в Толмачеве. В итоге экипаж принял решение лететь на запасной аэродром, но при подлете к нему на двухкилометровой высоте у машины закончилось горючее.

Самолет Ту-204-100 14 января завершал рейс N 852 Франкфурт - Новосибирск. При подлете к родному аэропорту Толмачево экипаж обнаружил, что из-за сильнейшего бокового ветра машину сносит. На высоте 40 метров командир Андрей Чистосердов вынужден был снова набрать высоту и повернуть на Барнаул. Однако и там авиаторов ждал неприятный сюрприз - погода резко ухудшилась, видимость снизилась почти до нуля. Стихия разбушевалась не на шутку, словно готовя экипажу новые испытания. И когда выяснилось, что не лучше погода и в Кемерове, оставалась одна-единственная надежда - Омск.
Счет пошел уже на минуты. Лайнер боролся с встречным ветром, достигавшим 60 км в час, а баки с горючим стремительно пустели. Судьба пассажиров зависела от удачи и профессионального мастерства экипажа. Ту-204 почти был у цели, но на расстоянии 20 км от аэродрома топливо иссякло. Остановились оба двигателя.
Дальнейшее специалисты расценивают как чудо. С высоты 2100 метров машина начала планировать. В условиях, когда перестали функционировать системы жизнеобеспечения, кроме аварийных, экипаж направил самолет к взлетно-посадочной полосе. На высоте 10 метров от земли сумели выпустить шасси и благополучно завершили этот необычный полет. Было 9 часов 38 минут по местному времени. Командир, откинувшись в кресле, устало доложил: "Все. Мы на земле".
Комиссия по расследованию инцидента, срочно прибывшая на место, сразу отметила мужество и хладнокровие экипажа. Командир Чистосердов, недавно отметивший свое пятидесятилетие, - опытный пилот, последовательно освоивший несколько типов машин от Ан-2 до Ил-86. Именно ему в авиакомпании "Сибирь" в свое время было доверено выполнить первый полет на Ту-204 с пассажирами. Хладнокровно и без суеты, по свидетельству руководства компании, действовали все члены экипажа. Авиапассажиры были эвакуированы из салона за считанные минуты. Многие даже не успели понять, что были на волоске от гибели. Уже через несколько часов все улетели домой на прибывшем из Толмачева резервном Ту-154.
Интересна судьба самой машины Ту-204 с бортовым номером RA 64011. В эксплуатации у "Сибири" она с октября 2001 года. А до этого самолет числился за авиакомпанией "Внуковские авиалинии" и успел отличиться на двух авиашоу - в Фарнборо и Сеуле. То, что произошло в Омске, безусловно, еще более поднимет и без того высокий показатель надежности лайнера этого типа.
Пока ведется расследование, по свидетельству наших источников, наметились две полярные точки зрения. Большинство специалистов сходятся во мнении, что экипаж вел себя в высшей степени профессионально. Он решил задачу, которую, по мнению главного конструктора машины Льва Лановского, никому не доводилось прежде решать. Хотя у комиссии наверняка найдутся вопросы по части верности принятия решения на подлете к Новосибирску. Наверняка будут изучаться всевозможные варианты. Но, как бы то ни было, отметим, что пилоты сумели спасти и людей, и машину. Такое, согласитесь, дорогого стоит.
Добавим, что два года назад у самолета Ту-154 этой компании, которым управлял пилот первого класса Михаил Долгов, уже при посадке в аэропорту Толмачево один за другим выключились двигатели. Действия экипажа, спасшего в этой ситуации и пассажиров, и машину, были оценены "Золотой медалью" Международного фонда авиационной безопасности. Осенью минувшего года самолет Ту-154, принадлежащий "Сибири", подвергся убойной атаке украинской ракеты. И вот новый инцидент - на этот раз, к счастью, со счастливым концом.