РАКОВЫЙ КОРПУС СУРОВЦЕВА

Думаю, не случайно в его метрики закралась ошибка: вместо 9 июня (реальной даты рождения) в военкомате знаково опечатались - "9 мая". Эту неточность ему так и не удалось исправить после службы в армии. Видимо, судьба готовила талантливого московского скульптора, заслуженного художника России Владимира Суровцева к особым "дням Победы" - над собой, над обстоятельствами, над неизлечимой болезнью...

НЕ ЦЕРЕТЕЛИ
Фамилия Суровцев в России не на слуху... Он даже не удивился, когда под снимком его памятника летчикам полка "Нормандия - Неман" центральная газета в сентябре 2006-го написала, что "Церетели открыл свой новый монумент в Париже..." Хотя в Париже именно Суровцеву жали руки поочередно Жак Ширак и Владимир Путин.
Кстати, у Суровцева есть совместные проекты с Зурабом Константиновичем - они вместе создавали две мемориальные доски основателям музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Суровцев шутит, что его работа на 2 сантиметра крупнее, чем у маститого коллеги. Вторично их творчество пересеклось в Париже - к 60-летию Победы на кладбище Пер-Лашез Суровцев открыл памятник русским участникам движения Сопротивления. А автор таблички на постаменте - Церетели.
Владимиру Александровичу приятно оглядываться назад. Там высятся 25 его детищ - столько памятников он установил в десяти странах мира. Половину - в России. Его работы стали достоянием Третьяковской галереи, музея Троице-Сергиевой лавры и частных собраний стран Европы, США, Южной Кореи и даже Австралии.
Пять знаковых творческих проектов скульптор реализовал под эгидой президента России. Да и встречаться им доводилось не только в официальной обстановке, но и за чашкой чая.
От имени Владимира Путина МИД (Министерство иностранных дел) России подарило Королевскому музею военной истории Брюсселя бюсты Петра Первого и Кутузова работы Суровцева.
В 1998 году отмечали юбилей выезда великого российского посольства в Брюссель. Бельгийцы повалили в музей, чтобы увидеть русского царя. А в качестве ответного подарка музейщики создали зал славы русского оружия. Там разместили: именное оружие, наградные кубки, чаши, мундиры императоров, знамена XVIII-XX веков - то, что успели вывезти из России офицеры белой армии.
А когда четыре года назад Путин передал бельгийцам бюст Кутузова, они откликнулись новой экспозицией "Роль СССР во второй мировой войне". Так искусство помогает большой политике... Особенно, если учесть, что Брюссель - штаб-квартира НАТО.
"ВОДОПОЙ" ДЛЯ КОРОЛЕВЫ
Суровцеву однажды пришлось улаживать отношения России и Нидерландов. Намечался официальный визит тамошней королевы Беатрикс в Москву. Но перед самым вылетом президент Ельцин неожиданно отказался принять ее по каким-то личным причинам. Монаршая персона пообещала, что "ноги ее в России не будет". Тогда-то наш МИД и попросил скульптора Суровцева придумать для королевы достойный подарок, чтобы сердце ее оттаяло.
В Гаагу Владимир Александрович отправил 12 проектов монументов - с моряками, садовниками, цветами и конями. Среди них оказался "Водопой", ярко выражающий единство человека и природы. Теперь эта трехметровая скульптура украшает парк города Лелистада. Когда оттаявшая Беатрикс прилетела в Россию, уже Путин лично преподнес ей "Водопой" размером в полметра. И представил автора.
Королева Нидерландов держит эту скульптуру в своем личном кабинете на самом видном месте.
Работа "Водопой" невольно стала визитной карточкой мастера Суровцева (как когда-то голубь для Пикассо). Двухметровый бронзовый вариант "Водопоя" можно увидеть в Третьяковке, а еще один дзюдоисты-чемпионы вручили Путину на 50-летний юбилей в 2002 году с надписью "от соратников по борьбе". Говорят, ВВП остался доволен, заметив, что "Водопой" - "один из немногих интеллектуальных подарков".
КОНИ ИСЦЕЛЯЮЩИЕ
Хотя работы Суровцева в коллекциях многих политических деятелей современности, половина его проектов некоммерческие.
- Зачем вам это нужно?
- А интересно жить! - не раздумывая, ответил художник.
Особый вкус жизни 55-летний мастер ощутил в последнее десятилетие, когда он узнал о своем смертельном диагнозе. Но Владимиру Александровичу повезло - оперировать его взялся академик Валентин Буянов (к сожалению, ныне ушедший). По иронии судьбы скульптора, чья роль - отсекать все лишнее, оставили практически без желудка и еще без части "деталей внутреннего устройства".
Владимир Александрович потерял почти треть своего веса. Он уже ощущал, как капля за каплей его покидает жизнь... В реанимации вместо положенных послеоперационных трех дней Суровцев пролежал гораздо дольше. Как вдруг...
- Если б мне кто-то раньше про такое рассказал - не поверил бы. У моей кровати возникло видение - Богородица в оранжево-сине-фиолетовом одеянии, со снопом пламени над головой. Она, благословляла меня жестом. После этого я быстро пошел на поправку. Я понял: буду жить, - голос Владимира Александровича дрогнул. Мне стало неловко. Предвосхищая мои извинения, Суровцев продолжил:
- Быть может, мой пример кому-то окажется полезен. Жизнь - великая тайна!
После операции, курса радиологии и химиотерапии сил не осталось. Больничные стены давили. Суровцев жаждал солнца и ветра. И... рванул на полмесяца в Испанию. И практически не вылезал из седла по семь часов, хотя поначалу даже сидеть верхом было нестерпимо больно. Но постепенно мышцы спины и бедер стали пружинить. Страх за швы ушел. Слабость в руках исчезла.
- Мне помог пример знаменитого певца Хосе Каррераса, который преодолел подобный недуг (рак крови), не сдался, вернулся на сцену и создал свой фонд помощи людям культуры, - говорит Суровцев. - Я стал собирать факты, связанные с историями людей, преодолевших эту хворобу. Узнал, как победитель "Тур де Франс" (самая престижная велогонка в Европе) завоевал свой высокий титул, перенеся онкозаболевание.
Онкологи в шоке от несговорчивости Суровцева. Ему разрешали поднимать не более трех килограммов, а он бегает в спорткомплекс, где вовсю тягает штангу, гантели, а в мастерской - тяжелые статуи и инструменты.
- Меня, я думаю, исцелила верховая езда. У лошадей - особая энергетика, которая подпитывает всадника. Еще идет потрясающая нагрузка на те органы и мышцы, о которых ты уже забыл. Раз в месяц стараюсь совершать конные прогулки, - рассказывает скульптор. - Недавно мне предложили сопроводить к месту захоронения французских солдат на Бородинском поле представителей посольства Франции в России. Мы находились в седле по восемь часов в день, на третьи сутки мои молодые спутники были готовы сдаться.
"ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ" ПРОПАЛА В КРЕМЛЕ
После пережитого он создал свои лучшие работы. И во многих присутствует лошадиная тема. Один из первых монументов с изображением летящих коней - "Валькирии" - в Саксонии у города Штрела. Там впервые встретились два разведпатруля - русский и американский. Было непросто увязать идеологические и политические тонкости композиции со всеми тремя сторонами - участниками проекта: Россией, США и Германией. Поразмыслив, Суровцев предложил образ крылатых дев-воительниц - Валькирий, уносящих к Богу души наиболее храбрых воинов. Встреча на Эльбе знаменовала завершение боев в Европе. Теперь у памятника проходят митинги, концерты, встречи ветеранов и общественности со всех воевавших сторон.
Но до крылатых дев был иной проект. Суровцев создал рабочую модель, состоящую из двух фигур - русского и американского солдат. Сидят они на берегу Эльбы - разговаривают, выпивают. Но тогда началось объединение Германии. Скульптору предложили подумать над иной трактовкой сюжета, в противном случае - памятнику в Германии не бывать.
Суровцев отлил в бронзе две композиции с "двумя солдатами". Группа ветеранов-участников первого контакта на Эльбе лично подарила их президентам России и Америки - Ельцину и Бушу-старшему. Борис Николаевич распорядился поставить "солдат" на Поклонной горе. Но случилось неожиданное. Статуя в полцентнера весом... пропала прямо из Кремля. Просто как в воду канула.
Судьба второй работы намного счастливее. Сегодня русский и американец "пьют за встречу на Эльбе" в музее Джорджа Буша при университете города Каледжстэйшн. Чтобы солдатам никто не мешал, для них выделили целый зал!
Сейчас Суровцев готовится к установке в феврале одного из самых масштабных своих творений - семиметровой конной статуи Барклая-де-Толли. Монумент украсит маленький городок Черняховск (в прошлом - Инстербург) Калининградской области, где закончил свой славный путь герой войны 1812 года. Суровцев убежден, что скульпторы должны трудиться не только в столицах, но и в глубинке.
- Для меня это первая конная статуя. Я давно хотел сделать всадника в объеме. Тем более Барклай - герой России и просто уникальная личность. Какими же выдающимися качествами надо было обладать, чтобы стать военным министром православной России, будучи шотландцем по национальности и лютеранином по вере? На открытии мы предполагаем устроить военно-исторический праздник с проходом гарнизона в мундирах 1812 года. Чтобы пушки палили, и музыканты в килтах играли на волынках.
ОТ ТРАВЛИ ДО СЛАВЫ - 15 ЛЕТ
Суровцев может показаться баловнем судьбы. Но не все было безоблачно. Только его семье известно, сколько седых волос добавил ему памятник "Солдату Отечества. ХХ век". Он задумал его еще в конце 80-х и посвятил всем солдатам, погибшим в войнах минувшего столетия, - солдат вернулся домой, сел на обломки разрушенного дота в московском районе Марьино. Сбросил сапоги и гимнастерку. Войны ХХ века закончились. Он больше не будет воевать... В отстаивании права на жизнь своего нестандартного монумента автору за 15 лет пришлось пережить и обман, и оскорбления, и подметные письма. Последним ходом чиновников был конкурс, который заставил скульптора писать открытое письмо коллегам, чтобы объяснить в какую некрасивую историю их впутывают. Вопреки обстоятельствам проект Суровцева и архитектора Людмилы Казаковой получил первую премию. К солдату каждый день приходят люди с цветами. Родители павших узнают в бронзовом солдатике своего сыночка... Но не было бы этого памятника, если бы не поддержка Евгения Примакова, генерала Валентина Варенникова, ветеранов Афганистана...
А сколько преград пришлось преодолеть, чтобы установить на Дону фигуру белого генерала Сергея Маркова!
Не всем пришлась по душе его Ахматова, созданная по рисунку Модильяни. Сначала во дворике дома по адресу: Ордынка, 17 - ее несколько раз обливали краской. Позже бои утихли, и двор преобразился - появились освещение и детская площадка.
Сейчас он увлечен созданием композиции Андрею Тарковскому. Суровцев мечтает поставить ее в Замоскворечье к 75-летию режиссера в апреле этого года. Он надеется, что его бронзового режиссера примут. И он станет новой достопримечательностью Москвы.