Продолжается Открытый чемпионат Австралии по теннису. «Труд» узнал у руководителя российской национальной команды Шамиля Тарпищева, каковы перспективы его подопечных и фаворитов турнира.
— Начнем с женской части турнира. В каком состоянии подошли наши ведущие теннисистки к Australian Open и входят ли они в число главных фаворитов турнира?
— Шансы определяет жеребьевка, а она для нас сложилась не очень удачно: 11 россиянок в одной половине сетки, а три сильнейшие — Шарапова, Звонарева и Кузнецова — в одной четвертушке. Это несколько ограничивает наши возможности. Если же говорить в целом, опасения вызывает Настя Павлюченкова — ее беспокоит травма плеча, и это проявилось в первых играх сезона, которые она провела неудачно. У Кузнецовой и Звонаревой были небольшие проблемы, но это рабочие моменты, и в принципе подготовительный период они прошли нормально. По Шараповой возникают вопросы, поскольку до Australian Open она не играла вовсе. Ей надо пройти
— То есть главное для нас — чтобы не случилась сенсация со знаком минус в первые дни соревнований?
— Да, потому что спортсмены на первых кругах обычно «включаются», набирая форму к 1/16 и 1/8 финала. И главное — проскочить до этих стадий. Понятно, что не все из нашей ведущей тройки преодолеют четвертьфинал, но
— В прошлом году вы отмечали прогресс Павлюченковой и Кириленко. Стоит ли ждать от них поступательного движения в нынешнем сезоне?
— От Кириленко — несомненно, она хорошо работает. Я бы еще отметил Анну Чакветадзе, которая наконец расправилась со своими проблемами — хотя и проиграла в Австралии, но от нее тоже стоит ждать восхождения. Что касается Павлюченковой, то все будет зависеть от состояния плеча, потому что ее основное оружие — подача.
— Говоря о женском туре в целом, ожидаете ли, что в этом году продолжится масштабная ротация в верхней части рейтинга?
— Причина нестабильности игроков — травматизм. Как его преодолеть, непонятно. Вообще теннис — вид спорта, противоречащий методам спортивной подготовки. Прибавьте сюда существующую систему организации соревнований: чтобы сохранять высокие позиции в рейтинге, теннисисту приходится играть по 30 турниров за год, на разных покрытиях и в разных климатических поясах. С тех времен, когда играл я, скорость игры возросла на 20–30%, а сокращения календаря не произошло. Его нужно сократить на треть, чтобы спортсмен мог более рационально распределять силы. При существующем уровне травматизма спрогнозировать
— А как насчет прогноза в рамках отдельно взятого Australian Open?
— Очень удачная сетка у Вики Азаренко. Отметил бы еще Ли На. Она сейчас на ходу и может хорошо выступить — надо только обыграть в четвертом круге Ким Клийстерс. Плюс никогда нельзя сбрасывать со счетов Серену Уильямс. Она, хотя и редко выступает, всегда является серьезной соперницей — по скорости и мощи игры, по исполнению подачи ей мало равных.
— В лучшую теннисистку 2011 года Петру Квитову, стало быть, не верите?
— Квитова на ходу, но она только формируется и играть стабильно еще не способна. От нее можно ждать как успеха, так и провала. Но из молодых игроков она в самом деле перспективнее всех. При плодотворной работе она превзойдет всех, кого я назвал выше.
— Перейдем к мужской сетке. В межсезонье, как всегда, хватало спекуляций на тему соотношения сил в «большой четверке». Джокович, Надаль, Федерер, Маррей — каков расклад на данный момент?
— Класс четверки примерно равен, поэтому все будут решать нюансы. Больше всего прельщает игра Джоковича: если брать систему подготовки, он наиболее близок к совершенству. В последнее время он подтянул
— Если вы Цонгу отправляете к фаворитам, получается, нет большого разрыва между
— Да, несомненно. Умозрительно такой разрыв, может быть, и есть, но он нивелируется теми тонкостями, о которых мы говорим.
— Говоря о наших теннисистах, в первую очередь интересует фигура Алекса Богомолова — гражданина США, в декабре получившего право выступать за сборную России. Расскажите о процессе его натурализации.
— Ситуация была на нашей стороне, потому что мы никогда не считали Алекса американцем. С 11 лет он тренировался у нас, потом два года жил с отцом в Мексике. Одно время тренировал его я, уже после его переезда в Штаты. Алекс всегда был своим — у него есть российский паспорт и квартира в Москве. Когда отец вернулся в Россию и стал тренером сборной, Алекс пошел по его стопам и решил выступать за нашу команду. Оставались только технические моменты. Да, небольшая тяжба с американцами имела место, но наши аргументы были достаточно убедительны.
— Судя по положению в рейтинге, Алекс — наша главная надежда на Australian Open.
— В
— Как вам, кстати, Южный на старте сезона? В Дохе он достойно противостоял Надалю…
— Миша пошел по пути Федерера — понял, что не стоит гоняться за всеми турнирами, поменял планы. Думаю, стабильность его результатов возрастет. За место в двадцатке побороться вполне реально. И очень жаль, что в Австралии он оступился уже в первом круге.
— Какой результат нашим теннисистам нужно показать, чтобы можно было считать их выступление удачным?
— Если они пройдут
— Повлияют ли результаты россиян на Australian Open на ваш выбор состава сборной?
— Да, но в большей степени мы исходим из регламента Международной теннисной федерации, потому что к участию в Олимпиаде допустят только тех, кто провел определенное количество игр за сборную. Поэтому в матче Кубка Федерации с испанками команда, скорее всего, будет такая: Петрова, Шарапова, Павлюченкова, Кузнецова. Что касается Кубка Дэвиса, то, поскольку ребятам предстоит играть в Австрии на харде, я бы позвал тех, кому данное покрытие удобнее: Богомолова, Давыденко, Турсунова и Южного. Первые двое уже дали согласие, насчет Мити и Миши вопрос решится в ближайшие дни.
Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса России
Родился 7 марта 1948 года в Москве.
Мастер спорта по теннису.
Окончил Государственный центральный институт физической культуры.
С 1974 года — на тренерской работе. В 1992-
1994 годах — советник президента Российской Федерации по физической культуре и спорту. В 1994–1996 годах — председатель Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Член МОК с 1996 года.
Сыновья — Амир (1987 г. р.) и Филипп (1994 г. р.).