МОСКВА - ГОРОД ЗВОНКИЙ

Сегодня с читателями "Труда" своими московскими предпочтениями делятся заслуженный деятель искусств РФ Владимир Грамматиков - режиссер нового телесериала "Сибирочка" - и исполнительница одной из главных ролей в этом фильме Анна Михалкова.

АННА МИХАЛКОВА: ПЕТР I ВПИСАЛСЯ В ЛАНДШАФТ
- Я выросла в центре, поэтому мои любимые уголки Москвы связаны именно с этой частью города: Патриаршие пруды и все переулки вокруг них, Гоголевский бульвар и Замоскворечье. Конечно, это совершенно не похожие друг на друга места, обладающие собственным, неповторимым антуражем. Воспринимаю я их совершенно по-разному и люблю разной любовью.
- Как вам кажется, Москва - город добрый, то есть расположенный к людям, или, напротив, агрессивный, поглощающий энергетику?
- Наверное, все зависит от душевного состояния человека. Недаром говорят, что "Москва бьет с носка". Так что для тех, кто здесь живет в гармонии с собой и окружающими, - это добрый город, а для людей, которые пытаются его завоевать, покорить, - наверное, тяжелый. Я перед собой таких задач не ставила, ведь я коренная москвичка.
- Если бы к вам приехал друг из далекой страны и попросил показать Москву, куда бы вы его повели?
- Сначала бы прошли вокруг Кремля. Потому что весь этот архитектурный ансамбль: Красная площадь, Василий Блаженный, ГУМ, Александровский сад, набережная - уникальное место, ничего подобного в мире не существует. Еще мы бы обязательно съездили к Новодевичьему монастырю, где архитектура необыкновенной красоты сочетается с романтическим ландшафтом.
- А как вы воспринимаете новые веяния в московской архитектуре?
- Наверное, в истории нет примеров, когда архитектурные новшества сразу вызывали бы у современников восторг. Только по прошествии времени люди способны нововведениям дать адекватную оценку. Как было, чтобы далеко не ходить за примерами, с памятником Петру I. Ведь я в числе многих сначала была возмущена его появлением. Но сейчас все к нему привыкли, памятник органично вписывается в городской ландшафт, и я бы уже не хотела, чтобы его снесли.
- А с какими местами и уголками Москвы у вас связаны романтические воспоминания?
- Так получилось, что самые яркие сердечные воспоминания - первый роман, признание и поцелуй - у меня связаны не с Москвой.
ВЛАДИМИР ГРАММАТИКОВ: УСПЕЛ ПОЛЮБИТЬ ВЫСОТКИ
- Во взрослой жизни, когда тебя мотает как осенний лист по парку, чаще всего вспоминаются места и уголки детства. А мое детство - это площадь Восстания и дом на углу Воровского (сейчас Поварской), куда я пятилетним ребенком переехал из Свердловска. И наш замечательный двор. Неподалеку была фабрика, где делали кинопленки, перед ее воротами валялось огромное количество пленочных огрызков. Мы их собирали, заворачивали в целлофан и поджигали. Называлось это дымовуха, потому что от горящего свертка дым шел жуткий. Ну а за Поварской улицей тоже любимые места - это Скатертный переулок, Мерзляковский, улица Герцена, Калининский проспект, замечательная Собачья площадка, уже давно не существующая... Вот всю эту округу, по которой мы носились, играли в казаков-разбойников, прятки, я до сих пор очень люблю и знаю, что называется, на нюх.
- Какие московские места вам доводилось снимать?
- Для телефильма "Сибирочка" была нужна Москва позапрошлого века. Но, к сожалению, почти ничего не осталось, и мы с большим трудом нашли подходящую фактуру в Крутицком подворье - чудесном местечке, находящемся неподалеку от "Пролетарской". Честно говоря, снимать старину на улицах Москвы практически невозможно: все залеплено рекламой, а фасады "украшены" кондиционерами.
- А вот Иван Дыховичный в интервью "Труда" сказал, что, на его взгляд, Москва - удивительно кинематографичный город.
- Он, вероятно, имел в виду, что здесь можно найти почти все: классику, модерн, деревню и современную архитектуру. Современные постройки принято ругать, но, между прочим, сейчас стали появляться красивые новые дома. Вообще мне кажется, что облик Москвы за последние годы преобразился в лучшую сторону. Она стала звонче, более открытой. Ведь раньше, вспомните 60-е, 70-е годы, это был мрак и тоска. Как жителю, новая Москва мне нравится, потому что сейчас даже подворотни - светлее. А как режиссер - предпочел бы для съемок другие города.
- Неподалеку от Крутицкого подворья находится прекрасный храм...
- Да, я хорошо его знаю. Вообще в Москве очень много красивых церквей, но чаще всего я хожу в храм в Звенигороде, а из московских - в церковь на Ленинских горах, где я венчался.
- Совсем рядом смотровая площадка.
- Замечательное место. Взгляд идет по панораме: Кремль, высотки на площади Восстания, Смоленской, гостиница "Украина". Когда-то мы ругали высотки, а теперь они стали лицом центра. Видите, как все меняется. Да и недавно появившиеся высотные здания привлекают к себе внимание. К счастью, сейчас их возводят очень тактично по отношению к архитектурной стилистике города, и они украшают столицу.
- Просто не могу вас не спросить о каких-либо лирических московских воспоминаниях...
- Для меня с лирикой связана прежде всего набережная Тараса Шевченко, там неподалеку жила моя любимая, потом ставшая женой. И мы гуляли с ней за ручку по этой набережной между Боровицким и метромостом. И даже наш первый поцелуй был под метромостом.