Главная Культура 15:18 18 Апреля 2016 3532
Жюри «Золотой маски» в упор не разглядело работу Большого театра

А через год премий на главном театральном фестивале станет еще меньше: критику лишат права присуждать свои награды

Сергей Бирюков

В субботу, 16 апреля, в Москве вручили премии «Золотая маска-2016». «Труд» на днях дал подробный обзор драматической части смотра – правда, еще до объявления самих наград. Поэтому сегодня, не сосредотачиваясь на очевидно справедливых итогах, вроде премий за вклад в театральное искусство Юрию Соломину, Льву Додину, Борису Эйфману, Ростиславу Янковскому, Борису Мессереру и другим корифеям, позволим себе несколько замечаний по поводу решений жюри (главным образом в музыкальной программе), представившихся наиболее спорными.

Безусловно, все члены жюри, возглавляемого в номинациях драматического театра воронежским режиссером Михаилом Бычковым, а в музыкальном театре петербургским певцом и режиссером Юрием Лаптевым, – эксперты в своей профессии. Это ясно хотя бы из того, что некоторые их оценки театральному обозревателю «Труда» Любови Лебединой удалось предвосхитить. Например, в драме (крупная форма) арбитры назвали лучшим спектаклем «Сон в летнюю ночь» Мастерской Петра Фоменко, который доказал, что традиционный театр в талантливых руках остается живым искусством. Иные оценки, которые НЕ СОВПАЛИ с мнением критика, высказанным в пятницу, автора сегодняшнего обзора, как ни парадоксально, тоже по-своему порадовали. Например, в том, что Андрей Могучий, при всей внешней эпатажности спектакля «Пьяные», все-таки получил «Золотую маску» лучшего режиссера, мне видится широта взгляда арбитров, разглядевших за нарочито сниженным стилем игры и самой пьесы гуманистическую теплоту этого высказывания в защиту обыкновенного человека. Впрочем, кто знает, может быть, судьи учли и то внимание, которые было оказано г-ну Могучему министром культуры Владимиром Мединским, не только пришедшим на представление, но и прилюдно поздравившим постановщика, а через несколько дней продлившим его контракт в Большом драматическом театре.

Оставив в стороны странную невосприимчивость жюри к спектаклям московских академических театров («Бег» в Вахтанговском, «Юбилей ювелира» в МХТ, «Нюрнберг» в РАМТе – об их достоинствах уже высказалась в упомянутом обзоре Любовь Лебедина), перейдем к музыкальным постановкам.

Здесь не может не порадовать высокая оценка оперных работ театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Новой оперы. В первом из них строгая и суровая «Хованщина» вполне соответствует рангу лучшего спектакля, а жестко-аскетичная «Медея» Керубини действительно привлекает режиссурой Александра Тителя и исполнительским мастерством певицы Хиблы Герзмавы.

Главному режиссеру театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александру Тителю пришлось выходить за наградами трижды

Во втором «Ромео и Джульетта» Гуно под руководством дирижера Андрея Лебедева и с тенором Алексеем Татаринцевым в главной роли стала настоящим прорывом в отечественном оперном репертуаре, где много десятилетий эта опера отсутствовала. (Впрочем, сперва эту партитуру в Новой опере подготовил в концертном исполнении Фабио Мастранджело, о котором на «Маске» уже не вспомнили).

Но такой ли пустыней был оперный пейзаж в остальной России, где приза за художественное целое удостоилась, кроме «Хованщины», разве что детская опера-квест «Путешествие в страну джамблей» с музыкой Петра Поспелова? Да и то приз этот специальный, т.е.по сути дополнительный. Неужели задорная и стильная «Свадьба Фигаро» Большого театра в постановке великолепных мастеров – дирижера Уильяма Лейси, режиссера Евгения Писарева и художника Зиновия Марголина – достойна только награды (опять-таки специальной) исполнителю заглавной партии Александру Виноградову? Неужели в «Сатьяграхе» Екатеринбургского театра оперы и балета – первой в России постановке партитуры ведущего современного оперного композитора Филипа Гласса, где поистине героическую работу проделали словацкий дирижер Оливер фон Донаньи, исполнитель главной роли Ганди Владимир Чеберяк и весь исполнительский коллектив – заслужил высокую оценку лишь хор?

А как могло жюри полностью проглядеть большие оперно-балетные работы Пермского театра имени Чайковского, где дирижер Теодор Курентзис продолжает ювелирную реконструкцию моцартовского репертуара, на сей раз представленного великолепным аутентичным исполнением главной музыкальной драмы австрийского гения – «Дон Жуана»? Как оно не расслышало изумительных вокальных работ Натальи Кирилловой (Эльвира) и Надежды Павловой (Донна Анна)? Я уж не говорю о прекрасных мужских ролях Симона Альбергини («Дон Жуан) и Гвидо Локонсоло (Лепорелло), которые даже не попали в номинации – это уже, видимо, прокол экспертного совета.

«Дон Жуан» в блистательной постановке дирижера Теодора Курентзиса не получил никаких наград

Точно так же выпало из поля зрения жюри другое направление многолетней работы Курентзиса – последовательное выстраивание русского музыкально-театрального репертуара ХХ века. На сей раз это пролог незаконченной сатирической оперы Шостаковича «Оранго» и его же балет «Условно убитый». Можно находить недостатки в зрелищном решении, пожалуй, перегруженном деталями, хотя конструктивистски-плакатный колорит 1930-х годов здесь ухвачен точно. Но то, что дирижерски это выдающаяся работа, уж не говорю о патриотическом значении восстановления партитуры великого русского симфониста, для автора этой заметки бесспорно.

Оперу-балет «Оранго. Условно убитый» жюри также не оценило

Итоги балетного конкурса вообще, может быть, явили наибольшее количество спорных решений. За дирижерскую ли работу Юрия Кочнева надо было отмечать «Стальной скок» Прокофьева в Саратовском театре оперы и балета? Бесспорно, саратовцы достойны награды за то, что ВПЕРВЫЕ В РОССИИ поставили произведение, созданное великим композитором в Париже 90 лет назад. Но заслуга балетмейстера Кирилла Симонова в воссоздании этого спектакля о людях и машинах, на мой взгляд, гораздо больше. Однако балетмейстерский приз ушел в совсем неожиданном направлении.

Вовсе не к Юрию Посохову, хотя, думаю, у всякого непредвзятого ценителя такая мысль возникла бы в первую очередь. Можно ли сравнивать по весомости его (и Кирилла Серебренникова как режиссера) полнометражный балет-триптих «Герой нашего времени» в Большом театре – например, с трогательным, но сугубо камерным спектаклем Дагласа Ли «Когда падал снег» в Пермском театре оперы и балета? Пресса и публика с редким единодушием приветствовали яркую оригинальную работу ГАБТа минувшего сезона – тем не менее жюри присудило балетмейстерский приз скромной композиции Ли. Ну ладно, если не хореограф, то по крайней мере кто-то из номинированных исполнителей «Героя нашего времени» мог быть отмеченным – хрупкая Ольга Смирнова (Бэла), дерзкая Екатерина Шипулина (Ундина), нервный Владислав Лантратов (Печорин в «Тамани»), рефлексирующий Вячеслав Лопатин (Печорин в «Княжне Мери»), гротескный Денис Савин (Грушницкий)… НИ ОДИН не получил НИЧЕГО! После этого объявление «Героя нашего времени» лучшим спектаклем в балете выглядело даже не столько утешительным призом, сколько насмешкой. Неужели переехавший с недавних времен в Петербург Николай Цискаридзе и остальные балетные члены жюри настолько перестали «видеть в упор» Большой театр, что роли Любови Андреевой и Олега Габышева в Театре балета Бориса Эйфмана (спектакль Up&down) для них ПОЛНОСТЬЮ заслонили достижения москвичей?

Скромный и тонкий спектакль «Сияющая в ночи» кукольного театра «Гулливер» из Кургана разделил судьбу работ, которые арбитры не заметили (главный приз в этой номинации достался «Толстой тетради» Пермского театра кукол)

Правда, получил награду композитор «Героя…» Илья Демуцкий. И на том спасибо: пусть не слишком яркая, но эмоционально точная, а местами по-настоящему тонкая партитура – редкий пример оригинальной музыки, специально написанной для новой балетной постановки.

Отчасти выправили несправедливость спецпризы, об одном из которых я уже сказал. Чтобы не распылять внимание читателя, упомяну лишь еще один – приз критики, который по итогам голосования журналистов достался опере «Сатьяграха» как лучшему, по мнению прессы, спектаклю. Это добавило многоголосия и объема «партитуре» наград.

Но на следующий год, как предупредили нас, награда прессы в регламенте «Золотой маски» уже не предусмотрена. Причины не объяснены: нехватка ли денежных средств (это еще можно понять, хотя, конечно, не приветствовать) или нежелание иметь альтернативное мнение (что в духе теперешнего Минкульта, взявшего «Золотую маску» под жесткую опеку)? Если новшество состоится, проиграют все: ни уменьшение количества призов ни, главное, укрепление единомыслия к достоинствам смотра не отнесешь.

Впрочем, есть пример того, как представители прессы, объединившись, могут учредить свой независимый приз. Было же так на прошлогоднем конкурсе имени Чайковского, где Ассоциация музыкальных критиков Москвы нашла общий язык с оргкомитетом под председательством Валерия Гергиева и определила своего лауреата. Почему то же самое не сделать их театральным коллегам?

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4586
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4062
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...

Мода - это не то, что носят, а то, чем удивляют

Евгения Заболотских
Труд
Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Четвертую Московскую неделю моды смело можно назвать главным светским событием марта. К тому же она на сей раз получилась с размахом, международной: в Москву приехали дизайнеры из США, ЮАР, Индонезии, Китая и других...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?