Чтоб фэнтези сделать былью

В Российском академическом молодежном театре поставили «Ленинградские сказки»

Возможно, так и задумано постановщиками: ласковое волшебное название вступает в жуткое противоречие с сюжетом нового спектакля о ленинградской блокаде. И сказки о подростках, оставшихся без родителей в осажденном городе, выходят страшными.

Драматург Мария Малухина соединила в одной пьесе пять книг Юлии Яковлевой из цикла «Ленинградские сказки»: «Дети ворона», «Краденый город», «Жуки не плачут», «Волчье небо», «Глиняные пчелы». Немудрено, что поставленный по ней в Российском академическом молодежном театре спектакль Филиппа Гуревича длится около четырех часов с двумя антрактами, что несколько снижает градус восприятия – но, конечно, не гасит его вовсе.

В этой истории два плана. В одном – блокада, какой мы ее себе представляем: очереди за хлебом, падающие в обморок от истощения люди, санки с мертвецами, замотанными в саваны, словно египетские мумии, отчаянный крик болезненной девочки, потерявшей хлебные карточки… Все это тысячу раз было в документальных и художественных фильмах – а вот чтобы в театрах, не припомню.

Писатель Юлия Яковлева и режиссер Филипп Гуревич попытались исследовать феномен сильных духом блокадников на примере трех подростков, толком не знающих жизни, но интуитивно ощущающих, где добро и где зло. Тесно прижавшись друг к другу, старшая Таня (актриса Татьяна Матюхова), средний Шурка (актер Владимир Зомерфельд), младший Бобка (актер Алексей Бобров) сидят на единственном диване в опустевшей квартире и вспоминают парады физкультурников, марширующих под песню «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля», семейные обеды с папой и мамой, которые навсегда остались в прошлом хотя бы потому, что однажды за родителями среди ночи приехал «черный ворон»…

Как не распустить слюни в нагрянувшей беде? Разве только подаренный плюшевый Мишка укажет дорогу в другой, параллельный мир... И чтобы вы думали: Мишка, меняя жанр спектакля на фэнтези, превращается в Михаила Потаповича и приводит друзей в сосновый лес, где поют птица, а кроны деревьев звучат музыкой. Рай да и только – одно плохо: из этого царства загадочного волшебника Одина в исполнении замечательного актера Алексея Блохина нет выхода. Дети должны остаться навсегда в здешнем остановившемся времени и превратиться в фантики от конфет. Но такая перспектива не устраивает смельчаков, и с помощью того же Мишки они вновь оказываются в разрушенном городе.

Теперь Таня, потеряв след братьев во время бомбежки, работает санитаркой в госпитале, спасая раненых от смерти, а отрезанные после ампутации ноги закапывая в землю. Бесконечно веришь Татьяне Матюховой, сумевшей в крошечном эпизоде показать взросление маленькой девочки, воспринимающей страдания других, как собственные, и научившейся пропускать мимо ушей насмешки лейтенанта Соколовой (актриса Антонина Писарева) над разного рода «интеллигентными штучками».

По-другому складывается судьба двух братьев, оказавшихся в эвакуации в Ташкенте и гостеприимно принятых Лушей (в блистательном исполнении Нелли Уваровой), муж которой пропал без вести, а на руках остался больной грудной ребенок. Достать нужное лекарство невозможно. Остается одно – петь колыбельные песни. Объединяет незнакомых людей горе – но и страстное желание Победы, «одной на всех».

Неслучайно в третьем акте спектакля под этим самым названием «Победа» сказочный лес исчезает и остается одно мощное дерево с яркими звездами в вышине. Я восприняла это как художественный символ познания, а точнее – способности принять чужого, как своего, разглядеть в другом себя.