КОМУ -ЛЬГОТЫ, КОМУ - ДЕНЬГИ,

В России примерно 103 миллиона льготников, из них 32 миллиона - инвалиды, ветераны и пенсионеры. С 2005 года им могут отменить льготы (в частности, бесплатный проезд в городском транспорте, скидки на лекарства, оплату телефона и другие). А взамен предлагаются денежные компенсации. Суммы, которые называет правительство, колеблются от 400 до 900 рублей. На этот счет Министерство здравоохранения и социального развития подготовило соответствующий законопроект. Мы уже писали об отношении московских льготников к такому решению - многие, особенно в городах "против". А что думают по этому поводу в глубинке, где нет городского транспорта, телефонов и льготы зачастую остаются на бумаге?

Нина САВЕЛЬЕВА, ветеран труда из села Анастасиевка Матвеево-Курганского района Ростовской области:
- Напрасно в Москве полагают, что все селяне готовы отказаться от льгот в пользу денег. В нашем селе - около 500 дворов. Половина жителей - пенсионеры, ветераны войны и труда. Я со многими вела беседы. Люди спрашивают: льготы заберут, а что взамен? И лично я не хотела бы терять льготы. Меня устраивает, что за 48 киловатт-часов потребленной электроэнергии можно платить 50 процентов стоимости. Две тонны угля обходятся нашим ветеранам в 2,5 тысячи рублей, а по рыночным ценам - вдвое дороже. И баллонный газ покупаем на 30 процентов дешевле. В город к детям я могу ездить бесплатно - на электричке и автобусе. Правда, только с октября по май. Тем не менее за одну поездку экономлю 120 - 150 рублей.
А вот моя соседка Тамара Витченко, ветеран войны, считает, что денежная прибавка лучше. Она никуда не ездит. Каждый прикладывает к своей жизни. Нельзя всех причесывать под одну гребенку. Поэтому, я думаю, прежде чем принять закон насчет отмены льгот, наши депутаты должны бы провести опрос и узнать, кому что приемлемее. Сделать это нетрудно: принесет почтальон очередную пенсию, а вместе с ней - опросный листок. Каждый в нем отметит, что предпочел бы - льготы или деньги? Своим поименным голосованием мы помогли бы Думе принять окончательное решение. Причем хорошо, если бы у ветеранов была возможность "передумать". Сегодня, пока человек на ногах, ездит к родственникам, знакомым, ему нужно одно, а завтра слег - зачем ему бесплатный проезд? Важнее станут деньги на лекарства. Пусть депутаты оставят нам свободу выбора.
Николай БАРСУКОВ, машинист локомотивного депо станции Кинель Самарской области:
- Жалко смотреть на бабусю, которая подслеповато соскребает на ладошке нужные монеты, чтобы отдать их кондуктору. Может, кому-то этот аргумент покажется несущественным. Но даже в маленьких городках, вроде нашей Кинели, никакой пенсии не хватит, если самому оплачивать проезд. Тем более что о размерах компенсации высокие начальники что-то помалкивают. А вот сельским жителям, у которых транспортных расходов меньше, а то и вовсе нет, наверное, лучше давать деньги.
Иван МИШАНИН, пенсионер из Беломорского района Карелии:
- Всю жизнь я проработал в сельском хозяйстве. Ушел на заслуженный отдых. Получаю чуть больше 1,5 тысячи рублей. По сегодняшним меркам - немного. Вся пенсия уходит в основном на еду да лекарства. Как ветеран труда я никаких льгот не получаю, хотя имею на них право. Живу в частном доме, "удобства" - на улице, вода - в колонке через дорогу, газ баллонный. Скидками на услуги ЖКХ не пользуюсь, поскольку таких услуг нет. Печку топлю дровами. Вот на них приходится тратиться.
Так что если мне прибавят к пенсии рублей 500 (как компенсацию за всякие льготы), буду очень рад. Ну а если понадобится съездить в Беломорск, куплю билет на автобус. Вообще у нас в поселке пенсионеры транспортом не пользуются - ходят пешком.
Владимир ЗОЛОТАРЕВ, заместитель главы администрации Конышевского района Курской области:
- Меня просто поражает, почему основным аргументом сторонников замены льгот деньгами стали сельские жители. Мол, глубинке выгоднее компенсации. Я с этим не согласен.
Да, в селах не ходят трамваи и нет линий метро. Но какое-никакое автобусное сообщение с райцентрами сохранилось. Определены дни, когда ветераны и пенсионеры ездят бесплатно. Вы бы посмотрели, как переполнены эти автобусы! Ведь старикам то и дело надо в больницу, к нотариусу, в Пенсионный фонд... А наш район, кроме того, пересекает железная дорога - и многие пользуются бесплатным проездом на пригородных поездах. Далее. Сельские ветераны покупают уголь (чрезвычайно вздорожавший!) и сжиженный газ с 50-процентной скидкой. Действует она и при оплате электричества (в пределах 100 киловатт), воды - теперь ведь и в селах вода платная. В райцентре часть жилых домов подключена к теплоснабжению, водопроводу, налажен вывоз мусора - и на все это у пенсионеров тоже 50-процентные скидки. А бесплатные лекарства для участников войны и инвалидов? У меня самого мама получает пенсию и льготы как труженица тыла в войну, часто болеет. Так вот, я посчитал: даже если ей назначат компенсацию в 1000 рублей (что не реально), ее материальное положение с отменой льгот ухудшится. Пенсия у нее - 1400 рублей, а прожиточный минимум в нашей области сейчас зашкалил за 2 тысячи. Большинство населения района - люди пенсионного возраста, им без льгот станет хуже.
Август МАТЮКЕВИЧ, житель поселка Пробуждение Саратовской области, бывший директор совхоза "Уваровский":
- Из ближайшего города Энгельса к нам в поселок проще всего добраться на маршрутке. Но с ветеранским удостоверением туда не очень-то пускают. Хорошо еще, ходят автобусы, которые возят ветеранов бесплатно. Мне кажется, со льготами надо кончать, раз не все пенсионеры, ветераны в состоянии ими пользоваться. Одно обстоятельство вызывает большое опасение: деньги могут обесцениться. Будет ли индексация прибавки? Ведь цены у нас в стране растут быстрее, чем пенсии, и уже много лет правительство с этим ничего не может поделать.