Главная Культура 20:33 18 Июня 2016 5560
У меня в ленте «В бой идут одни «старики» всего 11 слов

Евгения Симонова - о своем кинодебюте и о дне сегодняшнем

Виктория Пешкова

К 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны Российское военно-историческое общество подготовило выставку «Наши киногерои». Выставка передвижная — специально оборудованный фургон будет колесить по городам и весям, и посетители смогут не только увидеть экспозицию, но и посмотреть фильмы из золотого фонда советского военного кино. В Москве выставку представляла актриса Евгения Симонова, чьим дебютом в кинематографе стали легендарные «В бой идут одни старики».

— Евгения Павловна, первая работа в кино — самая памятная?

— Конечно. Но не только потому, что она — первая. На картине царила совершенно особая атмосфера бесконечной взаимной любви — все мы, от осветителей и техников до актеров существовали как одна большая семья, а Леонид Быков был для нас действительно отцом родным. Мы же все студентами были — кто на первом курсе, кто на третьем — нас еще учить и учить нужно было! И он с каждым возился! Леонид Федорович был человеком уникальной душевной щедрости, чистоты и красоты. Он умел как-то так всех объединить вокруг себя, что все происходило удивительно радостно, несмотря на то, что картина — о войне. Леонид Федорович страстно любил футбол и после съемок почти каждый день устраивал футбольные турниры. На «поле» выходили даже те, кто до того к этой игре был абсолютно равнодушен. И как же мы за всех болели! А какие посиделки за полночь! С невероятными огромными дынями, которые Ромео — Рустам Сагдуллаев привозил из Ташкента, и с пряными грузинскими вкусностями — это уже Вано Янтбелидзе из родного Тбилиси доставлял.

— И что, в первый раз на съемках, и ничего-ничего вы не боялись, даже текст забыть?

— Вот забыть текст я точно не боялась. У меня по сценарию — всего одиннадцать слов! Даже не предложений. Слов. Мы как-то с моей бабушкой подсчитали уже потом, когда фильм вышел на экраны. Ужасно волновалась, когда на пробы ехала: знаменитый актер пригласил первокурсницу в свой фильм! А Леонид Федорович взял меня за руку, посмотрел глазами своими замечательными, и весь страх улетучился куда-то. В общем — это было ежедневное совершенно невероятное счастье. И когда все вдруг закончилось, я рыдала так, что никто не мог меня успокоить. Казалось, что жизнь кончилась...

— Кино стареет быстро, а «Старикам» и 43 года — нипочем. Как думаете, почему?

— Быков сам когда-то мечтал о небе, но — не сложилось, и снимал он этот фильм не только душой, но и своей кровью. У него прямо на съемках первый инфаркт случился. В таких случаях врачи на полном покое настаивают, а Леонид Федорович прямо из больницы — на площадку: и в кадр, и к камере. На премьере в Киеве плакали ветераны. Они потом подходили к нам, глаза красные, голоса дрожат, а мы стоим в форме, при погонах и нам неловко — для нас это костюм, а для них эти гимнастерки — жизнь. Быков умел говорить о войне без ненужного пафоса, зритель всегда очень точно чувствует фальшь, а в этой картине — ни одной фальшивой ноты. Впрочем, был случай, когда картину зал принял не сразу. В 1974-м, через год после премьеры, мы с Леонидом Федоровичем ездили на кинофестиваль в Латинскую Америку в Колумбию, в Картахену...

— Они там, пожалуй, вообще о Второй мировой слыхом не слыхивали?

— Именно что слыхивали — это же другой конец света. В те времена кино там смотрели очень странно: сеанс вовремя не начинался, а когда все-таки начинался, то зрители все равно входили в зал и искали в потемках свои места, причем довольно шумно. Почему-то организаторы решили, что представлять картину нужно после показа. В результате зал смотрел ее весьма прохладно. Быков, привыкший к триумфальным приемам и дома, и в Европе, сидел весь сеанс с белым лицом и сжатыми кулаками. Я боялась, что у него сейчас остановится сердце и он умрет. Просто кожей чувствовала, что зал не реагирует никак. Ну, не попадают они в эту атмосферу. И, не выдержав вида этих просто нечеловеческих страданий, предложила Леониду Федоровичу просто тихонько уйти: ну, не поняли они картину, и бог с ними! Никогда не забуду, что он мне тогда ответил: «Нет, Женечка, поражение надо принимать с открытым лицом. Так же, как и победу».

— И вы пошли на сцену?

— Быков был из тех, кто отступать не умеет. Народ, как титры закончились, начал к выходам двигаться. Мы идем словно против потока. Ощущение жуткое, и не спрячешься — на мне было яркое красное платье. Поднялся Быков на сцену и просто поднял руку. Зал, удивившись, замер. И он начал объяснять всем этим людям, о чем наш фильм, какими были наши герои, что это была за война для нашего народа. Это было такой шквал, такой немыслимой энергетики посыл — хорошо, у нас переводчик был замечательный, и то он еле поспевал переводить этот страстный поток на испанский. Леонид Федорович дал настоящий бой. Зрители тихо-тихо садились на места, слушали, затаив дыхание. И я просто видела, как у них начинали блестеть глаза. Таких аплодисментов я, наверное, в своей жизни больше и не слышала ни разу. Он шел по проходу от сцены к выходу, и к нему со всех сторон тянулись руки. Это была абсолютная победа абсолютно удивительного человека.

— На дворе — Год кино. Какие планы у вашей более чем киношной семьи?

— Планы, конечно, есть, но вот как их осуществить. Пока скажу одно: есть идеи, но на их реализации нужны средства. Их мы и ищем.

— Зато театр им. Маяковского, в котором вы работаете почти 40 лет, живет сейчас насыщенной и интересной жизнью. Его уже всерьез именуют оплотом возрождения русской классики.

— Наш театр всегда стремился доказать, что классика — это не скучно, не нудно, а очень даже жизненно и актуально. «Женитьба» и «Мертвые души», поставленные Сергеем Арцибашевым, до сих пор собирают зал. А с приходом Миндаугаса Карбаускиса театр и сам переживает возрождение. И попытка взглянуть на хорошо известные еще со школы сюжеты Островского, Горького или Толстого с точки нашей сегодняшней жизни, сегодняшних проблем, с которыми сталкивается каждый человек, мне кажется и своевременной и удачной.

— Одна из недавних премьер Маяковки — пьеса Мариуса Ивашкявичуса «Русский роман», где вы играете Софью Андреевну Толстую.

-— Эта пьеса написана очень деликатно и с большим уважением к Софье Андреевне. Там нет ни одного вымышленного факта. Классики, при всем их величии, были живыми людьми со своими слабостями и искушениями. Они страдали, любили, ненавидели, детей растили. «Русский роман», поставленный нашим главным режиссером Миндаугасом Карбаускисом, — это взгляд на судьбу удивительной женщины, которую так долго и так несправедливо обвиняли в «непонимании гения». Но Лев Николаевич был для нее не только великим писателем — она ведь все его рукописи терпеливо переписывала, при том что на ее плечах было многочисленное семейство и огромное хозяйство — он был ей мужем, отцом ее детей. И это нельзя сбрасывать со счетов.

— Софья Андреевна в судьбе Толстого фигура едва ли не самая противоречивая. Как вы относитесь к своей героине?

— У меня всегда было к ней очень теплое отношение. Софья Андреевна была талантливым человеком во многих областях, но при этом она была и обычной женщиной. А Толстой — Вселенная, космос. Их отношения — это трагедия, где нет ни правых, ни виноватых, но есть неизбежное столкновение двух правд — правды жены, хранительницы очага и правды философа, исследователя человеческой души. Не вина Софьи Андреевны, что она не была в состоянии в полной мере оценить и понять эти искания. Для меня всегда самым драгоценным в жизни была семья. Я выросла в удивительно дружной семье и, создав свою, стремилась, чтобы в ней всем было уютно и спокойно, как это было в доме моих родителей. Так что страдания Софьи Андреевны мне очень понятны, и мне хотелось рассказать о них именно с позиции женщины — жены и матери.

— Вы принадлежите к тем редким актрисам, которым удается совмещать творчество и заботы о семействе...

— Ну, не такая уж это и редкость, с моей точки зрения. У меня всегда был перед глазами пример моей мамы. Папа (Павел Васильевич Симонов — известный психофизиолог и биофизик, академик, лауреат Госпремии, специалист по диагностике состояний головного мозга — «Труд») был большим ученым, а она и ему создавала условия для работы, и сама увлеченно работала, и нами с братом (Юрий Вяземский — историк, писатель и телеведущий, автор программы «Умники и умницы» — «Труд») занималась, и как-то на себя время находила. Это нормально — заботиться о близких и любимых. Иначе какая же это семья?

— Но в вашей семье количество талантливых людей просто зашкаливает: супруг — известный кинорежиссер, старшая дочь Зоя — актриса, младшая Мария — пианистка, свекор, увы, недавно ушедший из жизни — выдающий композитор Андрей Эшпай. Наверное, это непросто — сосуществование под одной крышей столь различных творческих личностей?

—: Очень непросто. У людей, занимающихся творчеством, периоды взлетов и уныния чередуются совершенно непредсказуемым образом, и еще неизвестно, когда поддержка близких важнее и нужнее. Так что держится все на любви и взаимном уважении. Ничего более прочного люди для счастья еще не придумали.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4746
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4130
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» рассказал о пустынях Калмыкии, достижениях человечества и своих планах на будущее

Марина Суранова
Труд
Илья Долгов нашел общий язык с братьями меньшими. Фото предоставлено каналом «Живая планета»

Ведущий программы «Тайные механизмы природы» на канале «Живая Планета» с радостью делится с телезрителями необычными и захватывающими открытиями, которые они могли бы попросту не заметить,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?