Воз с мусором и ныне там

Власти Петербурга и Ленобласти не могут решить, что делать с отходами

Объявленная в России четыре года назад мусорная реформа в городе на Неве еще и не начиналась. Самосвалы скопом все везут на свалки и полигоны, а чиновники разрабатывают очередную концепцию обращения с бытовыми отходами. И все вроде бы при деле.

Схема по работе с твердыми бытовыми отходами в целом показала свою работоспособность: согласно № 89-ФЗ, в каждом субъекте РФ вывозом и утилизацией ТБО занимается единый региональный оператор. В стране уже работают более 250 таких компаний. Но в Петербурге даже определить такого оператора не удалось. Результаты конкурсов, проведенных Смольным, были оспорены игроками рынка в судебном порядке. В то же время в Ленобласти, куда увозят городские отходы, единый оператор работает уже несколько лет.

Наконец, в январе Ленинградская область и Санкт-Петербург зарегистрировали единого для города и области игрока по работе с отходами — АО «Невский экологический оператор» (НЭО). В его состав вошли ПАО «Интер РАО» и Банк ВТБ, призванные, очевидно, обеспечить финансовую устойчивость компании. Весной Петербург и Ленобласть согласовали дорожную карту по разработке единой схемы по обращению с отходами. Она включает в себя план мероприятий до конца 2023 года, но подробной информации нет.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на встрече с руководством НЭО говорил о принципах. Главное, по его мнению, — уйти от складирования отходов, наладить их сортировку и переработку. Стороны вновь убеждали друг друга в приоритете экологически чистых проектов, в неприемлемости использования технологии прямого сжигания, искали площадки для размещения производств по глубокой переработке мусора.

«Могу сказать точно, что в Ленинградской области не будет заводов по сжиганию мусора. Мы делаем ставку на глубокую переработку, раздельный сбор, создание единой схемы оборота отходов с Санкт-Петербургом, — рассказывал господин Дрозденко журналистам на недавнем экономическом форуме.

Однако борьба питерского градоначальника Александра Беглова с мусорной проблемой, похоже, закончилась на предвыборных обещаниях в 2019 году. Руководство Ленобласти не раз пыталось поторопить чиновников Смольного, но пока это не очень получается. И не только у них. По итогам совещания 30 марта у вице-премьера правительства РФ Виктории Абрамченко, до 1 июля между Петербургом и Ленобластью должно быть подписано соглашение по реализации единой концепции обращения с отходами на территории Петербурга и Ленобласти до 2030 года. Но ее до сих пор нет. А то, что представлено, в правительстве восприняли с недоумением — это лишь план разработки концепции. То есть говорить не о чем, сроки сорваны, утверждение документа перенесено на 1 августа.

«Мы обсуждали три конкретные площадки, на которых будут размещаться объекты, связанные с обработкой, сортировкой и утилизацией мусора из Петербурга», — сообщала Виктория Абрамченко. Но назвать адреса отказалась. Понятно почему: при отсутствии достоверной информации легко вызвать панику у жителей Ленобласти.

Выделенные участки должны были к началу мая быть отданы в аренду на 11 месяцев «Невскому экологическому оператору», с тем чтобы построить на них технопарки по обращению с отходами. Но все это снова откладывается.

Тем временем в кулуарах ПМЭФ спецпредставитель президента по вопросам экологии Сергей Иванов на вопрос «Фонтанки», почему до сих пор не определены участки под строительство мусороперерабатывающих предприятий, ответил: «Вот это меня печалит. Я считаю, в Петербурге и Ленобласти как минимум два крупных мусоросжигательных завода должны быть построены». И посетовал на отсутствие инициативы у регионов.

Хотя на самом деле мусороперерабатывающие предприятия в Ленобласти давно работают. Они обслуживают более 3 млн абонентов, у них восемь полигонов размещения отходов в Ленинградской области, пять станций обработки отходов общей мощностью более 500 тысяч тонн отходов в год, а также более 400 единиц современной специализированной техники.

«Мы более 10 лет инвестируем в лучшие доступные технологии в области мусоропереработки, за это время запущены десятки единиц высокотехнологичного оборудования на сотни миллионов рублей, — рассказывает Анатолий Язев, гендиректор АО «Автопарк № 1 «Спецтранс». — Мы знаем, какое оборудование работает лучше и эффективнее, а какое является рекламной уловкой».

Язев считает, что Санкт-Петербург и Ленинградская область должны сформировать совместные региональные программы и территориальные схемы с учетом действующих объектов, а также с учетом мнений работающих в регионах профессиональных игроков.

Он об этом уже говорить устал за минувшее десятилетие. А воз с мусором и ныне там.