Игра в кальмара: как это по-русски?

С культовой южнокорейской дорамой явно перекликается сюжет российского экшен-сериала «Цифровой код»

В Москве завершились съемки масштабного экшен-сериала «Цифровой код», сюжет которого явно перекликается с культовой южнокорейской дорамой «Игра в кальмара». В Сети стремительно, будто лесной пожар, распространяется новая игра, с помощью которой подростки, совершающие дерзкие убийства, зарабатывают деньги. Но кто-то же дергает за веревочки в этом смертельном театре? Вычислить преступников берутся лучшие следователи из разных городов...

Судя по всему, может получиться еще одна (которая по счету?) лента о доблестных борцах с преступностью и с продажными ментами — с драками, погонями и любовными переживаниями в свободные от стрельбы минуты. В то время как первоисточник, на который то и дело оглядываются создатели «Цифрового кода», не так прост, как кому-то кажется. И вообще, самые успешные дорамы (так называют восточноазиатские телесериалы) затрагивают общечеловеческие темы, выгодно отличаясь от традиционного сериального набора, которым перекормлен российский зритель.

Говоря о дорамах, мы чаще имеем в виду южнокорейские ленты. Популярными они стали не так давно, хотя снимают их еще с 1960-х годов, когда в Южной Корее только появилось телевидение. Позже дорамы стали производить в Японии, Китае, Вьетнаме и других азиатских странах, но там они до сих пор очень специфичны. А южнокорейские фильмы и сериалы хоть и обладают сюжетными особенностями, визуальной стилистикой и приметами азиатского менталитета, с полувзгляда понятны и интересны и европейскому зрителю.

Самый известный южнокорейский фильм — «Паразиты» режиссера Пон Джун-хо, удостоенного «Оскара», «Пальмовой ветви» и еще десятка престижных кинонаград. Удивительно, но не боевик и не любовная мелодрама, а острая социальная драма (критики уловили в ней отголоски «Левиафана» Андрея Звягинцева) стала вполне кассовой лентой — сборы в США и других странах составили около 260 млн долларов при бюджете 12 млн. Фильм, победивший в Каннах, где собираются самые успешные, именитые и богатые деятели кино, повествует о социальном неравенстве и его последствиях. Зритель, наблюдая за жизнью двух семей, бедной и богатой, начинает видеть все происходящее в кривом зеркале...

В некоторых корейских сериалах сюжет просчитывается очень легко, потому их нередко упрекают в примитивности. Показали героя, который в школе полюбил героиню, — так тому и быть, сразу ясно: они будут вместе до финальных титров. Однако будет ошибкой полагать, что данный жанр представлен только лишь слезливыми мелодрамами для девочек-подростков и дам бальзаковского возраста. Есть среди лент и крепкие детективы, и приключения, и мистика. Особое внимание в таких сериалах уделяется не сюжету, а эмоциональному состоянию героев, которые влюбляются, страдают и преодолевают всевозможные житейские трудности.

Практически в каждой южнокорейской дораме поднимается тема бедности, социального неравенства, коррупции и прочих несовершенств бренного мира. Так, в уже упомянутом остросюжетном южнокорейском сериале «Игра в кальмара» сотни нищих неудачников вступают в игру за выживание, становясь забавой для богачей. А вот сериал «Море Спокойствия» снят в жанре научно-фантастического триллера и переносит нас в будущее. Человечество из-за чудовищного загрязнения окружающей среды столкнулось с глобальной засухой. Воду выдают по карточкам, время от времени случаются бунты с требованиями справедливого утоления жажды. Правительство снаряжает экспедицию на Луну, где после катастрофы на научной станции остались важные лабораторные образцы, которые могут спасти человечество. Действие восьми серий происходит на космической станции — никаких погонь, но лента все равно держит в напряжении...

Совсем другого плана сериал «Гора Чири», рассказывающий о спасателях, расследующих череду смертей в национальном парке «Чирисан», где расположена самая высокая гора Южной Кореи Чири. Создатели этой ленты, как нетрудно догадаться, не обошлись без мистики и призраков. Но помимо сюжетных коллизий они привлекают внимание зрителей удивительно живописными пейзажами. Им открывается целый мир азиатской культуры, о которой мы так мало знаем. Где осталось место целомудрию (верх романтических проявлений — поцелуй, и никаких тебе постельных сцен!), и уважению к старшему поколению, и многому из того, что казалось отжившим. Во время романтической прогулки герои непременно съедят что-нибудь вкусное, а если уже семья собирается вместе, то непременно на столе появляются традиционные блюда корейской кухни. И такие гастрономические открытия тоже уместны.

Подбор актеров для дорамы — это отдельная тема. У исполнителей всегда ярко выраженное амплуа, они красивы, но каждый — индивидуальность, поэтому зритель искренне либо сопереживает герою, либо люто ненавидит его.

Если искать в России форматы, похожие на дорамы, то ближе к ним окажутся сериалы, выходившие в начале нулевых. Например, «Кармелита» — история про любовь в цыганских декорациях. Однако сейчас наше сериальное производство сломя голову бежит за острым сюжетом как за главным блюдом, остальное лишь надкусывая.

Это, кстати, одна из причин, почему дорамы не показывают на наших федеральных каналах. В свое время на эксперимент пошел только лишь телеканал «ТВ-3», который стал показывать корейские сериалы в рамках проекта «Дом дорам». В базовом пакете «НТВ-Плюс» также есть телеканал Dorama. Кроме того, в России существует и профильный телеканал «Дорама». У него пока небольшая аудитория, ведь народ привык смотреть сериалы на стримингах или на нелегальных интернет-ресурсах. Но если уж зрители прониклись этим жанром, то они с нетерпением ждут новинок — благо сериальное производство в Южной Корее поставлено на поток.