ИГОРЬ ЯНКОВСКИЙ: "ДЕНЬГИ ДАЮТСЯ ТЯЖЕЛО, И ЛЕГКО ОТДАВАТЬ ИХ НЕ ХОЧУ"

Одной из самых громких премьер наступившего телевизионного сезона стала интеллектуально-азартная игра "Алчность" (НТВ), главный приз которой - два миллиона рублей. Ведет "Алчность" известный в прошлом актер, ныне бизнесмен Игорь Янковский.

- Игорь, вы успешный бизнесмен, а согласно одному из основных законов бизнеса, время - деньги. Поэтому можно предположить, что ваше появление на НТВ своего рода промоушн, рекламная акция?
- Нет, это не так. Я никогда не занимался рекламными акциями и промоушингом самого себя. Телевизионная программа интересна мне как артисту. Ведь, покинув театр более пяти лет назад, я не перестал быть лицедеем. И когда мне предложили роль ведущего, что-то в моей душе вдруг зашевелилось, и я подумал: а почему бы не попробовать себя в этом амплуа, тем более что ничем подобным я никогда не занимался. Попробовал. И оказалось действительно увлекательно и интересно: живая игра с живыми людьми на деньги.
- Правда, какого-то разнообразия актерских проявлений в вашей работе пока не видно - всю программу вы ведете на одной ноте, на одной интонации...
- На самом деле если бы вы чуть внимательней присмотрелись, то заметили бы, что спектр интонаций и эмоций достаточно широк. Другое дело, что моя работа здесь осуществляется, так сказать, в одном русле, поскольку цель передо мной стоит все время одна и та же. Это вести игру, не теряя чувства юмора, но так, чтобы в ней постоянно присутствовали азарт и дух соревнования, чтобы игроки получали от происходящего в студии удовольствие. Вот в этом я должен им помочь. Необходимо держать ритм программы, направлять ее, чтобы она "не расползалась", не превращалась в какие-то интеллектуальные посиделки за чаем.
А насчет процесса поиска - это всегдашнее мое состояние, и не только в игре, но и вообще в жизни, я же не автомат, в который заложена какая-то программа.
- Кем для вас являются игроки - противниками или союзниками, вы с ними боретесь или хотите помочь?
- Они для меня одновременно и друзья, и соперники. Конечно, то, что происходит в эфире, - это борьба между нами, но в то же время на этот час игры они становятся мне родными людьми. Поэтому правильней всего будет сказать, что я нахожусь посередине между деньгами (точнее, их хозяевами) и игроками.
- Кстати, а как попадают в вашу программу? И кто-нибудь из игроков запомнился вам за это время особенно?
- Будущие участники присылают свои биографии, проходят через отборочные туры, тесты, разговоры с психологами, после чего каким-то образом составляется команда. Я сам в отборе игроков никакого участия не принимаю. И до программы ни с кем из участников не общаюсь. Да и после тоже - как только заканчивается игра, они покидают студию. Запоминаются эпизоды, связанные с выигрышем больших денег или, наоборот, грустные моменты, когда кто-то проигрывал, допустив нелепую, смехотворную ошибку. И то и другое происходит постоянно, поэтому акцентировать внимание на каком-то одном конкретном случае не хочется.
- А что-нибудь смешное за это время было?
- Конечно. Порой игроки выдают такие фразы, что хоть стой, хоть падай. Но примеров тоже приводить не буду. Ведь все они очень нервничают, и смеяться над их ляпами, наверное, нехорошо.
- Передача еще очень молода, наверное, в ней пока остается много недоработок, которые вам бы хотелось исправить?
- Я так не считаю. Есть только какие-то небольшие чисто технические шероховатости. Ведь оформление студии, свет, звук, компьютерное обеспечение, установленные англичанами, лицензионные и уже не один раз проверены. Небольшие проблемы возникли при адаптации техники к нашим условиям. Но это, повторяю, мелочи. Так что своими провокационными вопросами вы не сможете вытащить из меня критику передачи. Чего ради я сам буду критиковать то, чем занимаюсь?
- Смотрите ли вы свою программу в записи, что чувствуете, интересно ли вам?
- У меня постоянная напряженка со временем, поэтому с телевизором я "общаюсь" не очень часто. Видел только две программы и в принципе остался собой доволен. На этом этапе работы я делаю, как мне кажется, то, что нужно. Мне самому программа интересна и нравится, а будь иначе, я без каких-либо колебаний оставил бы работу, которой занимаюсь не из-за хлеба насущного.
- Было бы вам интересно поменяться местами с кем-либо из игроков и сыграть в качестве участника?
- Пожалуй, что нет. Я вообще на деньги играю очень редко. Как человек в глубине души азартный, не хочу будить в себе эти страсти. Я знаю, как тяжело достаются деньги, и легко отдавать их не хочу.
- Вы не боитесь, что программа с ее вызывающим названием и методами борьбы между игроками не соответствует нашей ментальности, и это может вызвать отторжение некоторой части зрительской аудитории?
- Конечно, если кому-то наше шоу не нравится, пусть смотрят что-нибудь другое. Но вообще-то слово "алчность" происходит от глагола алкать, то есть желать, хотеть. Скажем, алкать знания, алкать любви. Разве есть в этом что-то плохое? К тому же не забывайте, что название дано с долей юмора.
Конечно, жить только ради денег глупо. Но на самом деле деньги не являются нашей суперцелью. Знаете, как замечательно некоторые игроки отвечают на вопрос: зачем им эти деньги? Мне запомнился парень, который сказал, что на выигрыш хочет восстановить церковь в родном селе. Я его спросил, он что, в ней крестился или венчался? Оказалось, нет, просто у человека болит сердце, когда он видит развалины на месте когда-то прекрасного храма. Кто-то хочет попутешествовать, кто-то открыть школу и так далее. То есть всем им деньги нужны для какого-то шага, для воплощения своей мечты.
- В одном из недавних интервью Владимира Познера я с удивлением прочитал, что даже у него - телевизионного аса - перед эфиром "сосет под ложечкой". Происходит ли что-нибудь подобное с вами?
- О чем говорить? Конечно, волнуюсь и переживаю, ведь я живой человек. Но преодолеваю свое волнение очень просто - поднимаюсь в студию, выхожу на площадку и начинаю работать. Между прочим, примерно то же было со мной перед каждым спектаклем, когда работал в театре.
- В свое время вы были известным актером, играли в театре на Малой Бронной, снялись в десяти с лишним фильмах и все же из искусства ушли. Может, это связано с тем, что чувствовали себя в тени вашего дяди - Олега Янковского?
- Ни в коем случае. Если бы я когда-либо что-то подобное испытывал, то вообще не стал бы актером. А Олег пошел в искусство вслед за моим отцом - прекрасным артистом Ростиславом Янковским, и это ему нисколько не мешало. Так что я выбрал профессию и пришел в театр совершенно самостоятельно и на протяжении более чем 20 лет что-то доказывал на сцене. Ушел же я по очень прозаичным причинам. Вспомните начало 90-х годов - новые спектакли не ставят, фильмы не снимают, актерской работы почти никакой. А мне семью надо как-то кормить. И в 1992 году я создал рекламное агентство. Правда, еще какое-то время продолжал играть и сниматься, но потом надо было выбирать либо то, либо другое. Я выбрал рекламу, которая приносила неплохие деньги. При этом не устаю повторять, что реклама - это тоже искусство. Поэтому я ею и занимаюсь.
- Слышал, что вы как-то очень красиво завершили свою театральную карьеру.
- Я собрал полный зал своих друзей на спектакль "Неугомонный дух", который очень любил, потом устроил банкет и простился со своим актерским прошлым. Теперь хожу в театр только как зритель. Изредка, правда, бывают моменты, когда сжимается сердце и я думаю: вот, черт, поиграть бы, что ли. А иногда в душе вспыхивает даже какая-то ностальгия по театру, все-таки там было много хорошего.
- Что еще вас в жизни интересует помимо работы и телевидения?
- Очень люблю читать, особенно историческую литературу. Вот сегодня утром по дороге на работу заглянул в букинистический и купил дореволюционное издание запрещенной в свое время книги про времена Екатерины II "Вокруг трона". С нетерпением жду вечера, когда, освободившись от дел, смогу полистать свое приобретение.
- Если не секрет, а сами вы долгими зимними вечерами перышком не поскребываете, книгу не пишете?
- Ни в коем разе. Диссертацию написал, а на книгу никогда и не замахивался, да и не собираюсь. Я всегда полностью растворяюсь в том деле, которому себя отдаю, - неважно, театр это, телевидение или реклама.