Сцена как остров

Вот несколько премьер, которые можно увидеть нынешней осенью в столичных театрах

По данным «МТС Энтертейнмент» (объединение крупнейших билетных операторов), продажи билетов в театр в начале осени выросли относительно прошлого года в целом по России на 40%, а в Москве — на 20%. Выходит, искусство все-таки помогает нам переживать тягостные времена? Вот несколько премьер, которые можно увидеть нынешней осенью в столичных театрах.

«Багровый остров». Театр имени А.С. Пушкина. Режиссеры Евгений Писарев и Федор Левин

История этой работы началась в январе с проекта «Камерный театр. Возвращенные страницы». То были в основном читки пьес, но молодой актер и режиссер Федор Левин поставил на сцене филиала театра спектакль, единственный показ которого очень понравился зрителям. В нынешнем сезоне «Багровый остров» дорабатывал и переносил на основную сцену худрук Евгений Писарев.

Пьеса Булгакова о том, как цензор решает, быть или не быть спектаклю, в наши дни обрела новую актуальность. Сатирическое изображение изнанки театрального мира, на которое Михаил Афанасьевич был большой мастер, с азартом разыгрывается актерами среднего и молодого поколений театра. В роли начинающего драматурга — Александр Дмитриев, сыгравший год назад Треплева в постановке «Костик» Дмитрия Крымова, а директора театра играет Александр Матросов, воплощавший образ Тригорина. И, конечно, «Багровый остров» не был бы столь впечатляющ без красочных, изысканных декораций и костюмов художника Марии Левиной.

«Лабардан-с». «Студия театрального искусства». Режиссер Сергей Женовач

В этой сценической версии «Ревизора», вопреки нынешней моде, текст Гоголя не искажен — только кое-где сокращен. Зато все действие перенесено в баню с мраморными стенами, похожую на римские термы. Удивительно, но в спектакле с полуобнаженными людьми нет ни грана пошлости — ни за актеров, ни за себя самого ни на секунду не возникает чувства неловкости. Чиновники в бане не столько проводят досуг, сколько «решают вопросы».

Действие в спектакле «Лабардан-с» происходит в бане, похожей на римские термы. Фото Александра Иванишина предоставлено пресс-службой Студии театрального искусства

Показательно, что в конце спектакля никто над Городничим (Дмитрий Липинский) не смеется. Как только начинается чтение знаменитого письма Хлестакова (Никита Исаченков), «дальний круг» — жены чиновников, почуяв, чем пахнет дело, незаметно покидают помещение, а по окончании чтения так же тихо исчезают представители круга ближнего, оставляя Городничего в одиночестве. Почему? Да просто чиновники и их близкие не верят, что начальник когда-нибудь сменится, какие бы грозы над ним ни гремели. Ну и к чему им потом носить на себе клеймо свидетелей его позора? Мудры, ничего не скажешь!

«С неба упали три яблока». «Ведогонь-театр». Режиссер Татьяна Тарасова

Постановка по роману Наринэ Абгарян, искусно и с любовью созданная столичным режиссером, уже сподвигла многих москвичей на поездку в зеленоградский театр. Отличительные черты книг современной армянской писательницы — доброта и юмор, и в этом спектакле они Татьяной Тарасовой даже усилены. Хотя постановку не назовешь веселой, она — о непростых судьбах обитателей маленькой горной деревушки Маран, переживших и голод, и войны, но невероятным образом сумевших остаться дружелюбными и неравнодушными.

Личное счастье можно найти в любом возрасте (актеры Наталья Тимонина и Александр Бавтриков). Фото Алины Паскеевой предоставлено пресс-службой «Ведогонъ-театра»

Спектакль обладает прямо-таки целительным эффектом, напоминая о том, что, даже когда ситуация кажется совсем безнадежной, все может измениться в одночасье. Взять хотя бы тот факт, что в начале действия бездетная одинокая 58-летняя Анатолия (Наталья Тимонина) собирается умереть на красном сундуке-кровати, а в финале он трансформируется в кроватку-колыбель ее дочки, которую она качает вместе с мужем (Александр Бавтриков).