От проблем монозависимости нет волшебной таблетки

Бизнес-сообщество и власть обсудили приоритеты развития моногородов

По статистике, в монопрофильных городах, где большая часть жителей работают на единственном градообразующем предприятии, проживают около 14 миллионов человек - примерно каждый десятый россиянин. Только в Кемеровской области их 24, больше десятка таких населенных пунктов в Свердловской, Челябинской и Нижегородской областях. Приставку «моно» в настоящее время имеют 319 российских городов. О том, как изменился их облик за последние два года, когда начала претворяться в жизнь масштабная программа «Комплексное развитие моногородов», а также новые меры поддержки моногородов обсудили участники круглого стола, прошедшего недавно в Общественной палате.

Представители различных ветвей власти, руководители крупных предприятий и некоммерческих структур, принявшие участие во встрече, были единодушны в том, что возрождение моногородов - сложнейшая проблема, которую невозможно решить за один день. Сделано многое - города изменились внешне, на предприятиях создаются новые рабочие места, в Сколково прошли обучение команды, управляющие проектами развития моногородов.

«За два года в моногородах мы должны были создать 230 тыс. новых рабочих мест, а создали более 300 тыс., - рассказала гендиректор «Фонда развития моногородов», заместитель председателя ВЭБ.РФ Ирина Макиева, подчеркнув, что сама цифра чрезвычайно большая для наших территорий, где каждое рабочее место давалось буквально с боем. - Это и постоянные и временные рабочие места. Причем для некоторых городов даже временные рабочие места - это выход».

По словам Ирины Макиевой, объем инвестиций составил 1 805 млрд рублей при плане 170 млрд рублей – огромные деньги! «Мы не ожидали такого рывка, - отметила глава Фонда. - У нас в городах стартовали проекты на несколько миллиардов. Я знаю, что каждого инвестора мэры буквально водили за руку». Кроме того, все это время шла реализация мероприятий в рамках программы «Пять шагов благоустройства». «Мы все эти годы убирали грязь, приводили в порядок дома, парки и скверы, высаживали деревья, - рассказала Макиева. - Начинали мы это делать бесплатно, потом подоспела программа Минстроя по благоустройству. И я с большой радостью видела, как поступающие средства перетекают не в областные центры, а в моногорода».

Как отметили выступавшие, к настоящему времени накоплен положительный опыт, есть действенные инструменты, которые можно использовать, чтобы контролировать ситуацию особенно в экономически нестабильные периоды.

«К сожалению, еще не все понимают, что для решения проблем с монозависимостью нет единой волшебной таблетки, - подчеркнул заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, председатель общественно-делового Совета по направлению «Моногорода» Дмитрий Исламов. – Эти города не похожи один на другой, поэтому выйти на устойчивый результат можно только благодаря системной и комплексной работе. Многие пытаются решить узкие локальные проблемы, но моногорода – они как дети, которых нужно обучить. И очень важно - какую атмосферу, какую культуру мы там создадим, потому что людям в них жить».

Эксперты отметили, что кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону удается в тех населенных пунктах, где федеральный центр, региональные власти и предпринимательское сообщество действуют сообща. Своим опытом, а также технологиями взаимодействия бизнеса и органов власти поделился заместитель генерального директора АО «СУЭК», президент фонда «СУЭК - РЕГИОНАМ» Сергей Григорьев. Предприятия этой компании являются градообразующими для 26 российских городов. «Мы были одними из пионеров на этом пути, - напомнил Сергей Григорьев. - Когда кризис сильно ударил, и цены упали в 2008-2009 годах, реально вытянуть ситуацию помогла помощь по линии Минрегиона. Сейчас мы активно взаимодействуем с Фондом развития моногородов, и выполняем все социальные обязательства. Для тех городов, которым мы смогли помочь - это много, но в целом по стране еще предстоит большая работа».

Сергей Григорьев предлагает при разработке мер поддержки моногородов ,в первую очередь, ориентироваться на реальные потребности людей. Как вариант, например, можно было бы разместить проект «второго рождения» города в Интернете, чтобы люди сами решали, что им хотелось бы изменить. Для получения обратной связи подобная IT-платформа запущена на территориях присутствия СУЭК. Она работает по принципу известного столичным жителям сервиса «Активный гражданин» и помогает получать спектр мнений горожан. С помощью IT-платформы планируется выдвигать и обсуждать различные общественные инициативы, оценивать планы развития территорий, предлагаемых властью в сотрудничестве с бизнесом, и стимулировать вовлечение всех заинтересованных сторон в реализацию проектов.

Ирина Макиева напомнила, что недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о возможных формах дополнительной поддержки монопрофильных населенных пунктов. Что и было сделано. «Мы подготовили предложения, которые распределены по приоритетным направлениям: рабочие места и инвестиции, транспорт, мобильность, логистика, культура, формирование общественных пространств, здравоохранение, спорт и др.», - отметила гендиректор фонда. Кроме того, Ирина Макиева подчеркнула, что список моногородов пересматриваться не будет.

По мнению заместителя председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфии Когогиной, проблемы финансирования программ поддержки моногородов можно было бы облегчить, включив их в отраслевые программы, а также в нацпроекты.