ПИРАТЫ ВЗЯЛИ "ИРОНИЮ" НА АБОРДАЖ

Каждый раз, встречаясь с руководителями телеканалов, вспоминаю бородатый анекдот про мудрого ребе, который говорил спорящим: "Ты прав, сын мой. И ты прав сын мой". Зрители часто ворчат по поводу продукции, которой их кормит ТВ. И они правы. Критики порой разносят ее в клочья. Правы и они. Но есть своя правота и у производителей этой продукции. Своя железная логика в формировании эфира. И это в очередной раз подтвердила встреча журналистов нескольких центральных изданий, среди которых оказался и обозреватель "Труда", с гендиректором Первого канала Константином Эрнстом.

ЛУКАВАЯ ЦИФРА
Формально встреча была посвящена итогам 2007 года. Ими К. Эрнст вполне удовлетворен. По цифрам долей аудитории и рейтингам каналу удалось значительно обойти своего главного конкурента. Даже громкий успех сериала "Ликвидация", чуть ли не единственного продукта из эфира "России", затесавшегося в верхние строчки Top-2007, сплошь занятые Первым, можно поставить под сомнение. Дело в том, объясняет Эрнст, что рекордно высокий рейтинг получила лишь первая серия "Ликвидации". А показана она была в день выборов в Госдуму. Вечером. Когда все другие каналы занимались подведением политических итогов, которые заранее были известны и мало кого интересовали. Если же брать рейтинг сериала в целом, то он значительно уступает "Диверсанту", показанному на первой кнопке.
Любопытно, что первоначально создатели "Ликвидации" предлагали сериал как раз Первому каналу. Но запрошенная сумма показалась его руководству слишком большой. Если одна серия того же "Диверсанта" стоила порядка 400 тысяч долларов, то за "Ликвидацию" надо было заплатить более чем по 600 тысяч. У полностью бюджетной "России" такие деньги нашлись. При этом г-н Эрнст сожалеет, что дорогостоящий сериал появился не у него. Как ни крути, очень качественная вещь.
Кстати, о рейтингах. Константин Львович уже давно не доверят результатам измерений аудитории, проводимых компанией Gallup Media, практически монополистом в данной области, и не пользуется ими. На канале создана собственная исследовательская служба, которая дает совсем другие цифры, гораздо более благоприятные для него.
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
А готовит он новую партию шоу с участием знаменитостей. "Цирк со звездами" и "Звезды на ринге". Будет, вероятно, и еще один "Ледниковый период". Но для освежения в нем поменяются кое-какие правила. Кстати, успех этого проекта и интерес зрителей к фигурному катанию в целом побудил канал к созданию 60-серийного "мыла" "Мой жаркий лед" с участием Ягудина, Тихонова и некоторых артистов из "Периода".
Упреки в бесконечной эксплуатации артистов и певцов г-н Эрнст не принимает. Опыт показал: массовому зрителю не интересны незнакомые люди, в какие бы неординарные ситуации они ни попадали. А персоны известные воспринимаются как близкие знакомые. Или как соседи, например. Вот их-то приключения и злоключения вызывают искреннее любопытство рядовых обывателей.
Не смущает гендиректора и то, что практически все эти шоу лицензионные. Ведь за основу, по его словам, берется только голая идея. Все же остальное придумывается самими. Во многих случаях авторам той самой идеи и в голову бы не пришло, как лихо можно ее раскрутить. Скажем, масштабный "Цирк со звездами" в своем оригинальном, испанском, кажется, варианте, представляет собой статичные съемки одной камерой в шапито, где героями становятся местные жители. Что называется, небо и земля.
ОБЕЩАННОГО ДВА ГОДА ЖДУТ
Когда продюсер и соавтор сценария продолжения "Иронии судьбы", он же генеральный директор Первого канала, заявил, что вопреки ожиданиям поклонников по телевидению оно будет показано только через два года, многие решили: "Ага! Хотят деньги в прокате отбить. Потом на DVD заработать. Ну а выкачав все возможное, покажут его по ящику".
Но вот проект Первого канала уже побил кассовые рекорды новейшего российского кино, прежде установленный "Дневным дозором". И количество ежедневных сеансов в кинотеатрах постепенно начало снижаться с нескольких десятков до двух-трех. Киоски в подземных переходах уже завалены пиратскими дисками с его записью. Фильм запросто можно скачать в интернете. (Хотя меры по предотвращению пиратства были предприняты беспрецедентные. На каждом сеансе служащие с фонариком осматривали зрительный зал, не протащил ли кто из зрителей с собой видеокамеру.) В связи с этим вполне логично было бы предположить, что, оценив ситуацию и поняв, что денежный поток постепенно иссякает, создатели новой "Иронии" не будут так долго тянуть с ее телевизионной премьерой и покажут, скажем, на следующие новогодние праздники.
Нет, заявляет Константин Эрнст, телезрители увидят фильм не ранее конца декабря 2009 года. Дело вовсе не в деньгах. А в том, что картине удалось значительно изменить среднестатистический портрет посетителей кинотеатров. Дело в том, что люди среднего и уж тем более старшего возраста как перестали в конце 80-х ходить в кинотеатры, когда был разрушен наш кинематограф и рухнул прокат, так не ходят и до сих пор. Современные мультиплексы ассоциируются у них с безбашенными подростками, самозабвенно хрустящими попкорном под победный рев голливудских блокбастеров. И только продолжению "Иронии судьбы" удалось вернуть их в кинозалы. По сведениям г-на Эрнста, около 35 процентов людей, пришедших на ее премьеру, в последний раз были в кинотеатре лет двадцать назад. А потому-де надо потянуть с телепоказом подольше, чтобы процесс, так сказать, шел и дальше. За это время, полагает он, российский кинематограф наконец-то обретет свое лицо и сможет полноправно конкурировать с американским.
Что же касается провала антипиратской деятельности, то, по словам Эрнста, за это надо "поблагодарить" Украину. Там никто ни за чем не следил. Вот товарищи и воровали без всякого стеснения.
ЧАСТНОСТИ
Под конец - несколько вопросов Эрнсту в стиле блицинтервью.
Почему в день смерти Александра Абдулова вместо его режиссерской работы "Лузер", заявленной в программе, было показано "Обыкновенное чудо"?
Потому что "Лузер", по мнению Эрнста, фильм не слишком удачный. И хотя Абдулов, будучи его другом, сам просил о показе, в такой трагический день все же лучше было поставить картину, сделавшую артиста всенародным любимцем. А "Лузер" будет обязательно показан позже.
Почему, едва начавшись, исчез сериал "Охота на Изюбря"?
Потому что он появился там случайно, из-за предпраздничной неразберихи. Это очень качественный продукт, не заслуживающий того, чтобы им затыкали эфирные дыры. "Изюбрь" заслуживает полноценного повтора в межсезонье.
Почему прекращается выход программы "На ночь глядя"?
Потому что ее авторы, Борис Берман и Эльдар Жандарев, не готовы работать в ежедневном режиме бесконечно. Они привыкли тщательно готовиться к каждому разговору со знаменитостью, а на это уже не оставалось времени. Да и звездных гостей, способных вести диалог на высоком интеллектуальном и эмоциональном уровне, сразу столько не наберешь. Программа будет выходить блоками, с периодичностью 2,5-3 месяца.
Смотрит ли г-н Эрнст что-то на других каналах? Не с точки зрения изучения конкурента, а просто так, для удовольствия?
Смотрит. Биографические фильмы на канале "Культура".