Екатерина Сигарёва: Не зря, когда говорят о любви, ее сравнивают с химией

Разговор с победительницей телешоу «Классная тема»

На канале «Россия» завершилось шоу «Классная тема», знакомящее телезрителей с лучшими учителями страны. По итогам зрительского голосования среди 7 тысяч претендентов победила преподавательница химии из Липецка Екатерина Сигарёва, которая теперь награждена возможностью сделать свою собственную авторскую программу на ресурсах Всероссийской государственной телерадиовещательной компании. Артистичная учительница появится на телеэкране в клубах дыма и всполохах пламени, а заодно перевернет представление о своей дисциплине как о чем-то скучном и заумном. Ведь не знать химии, по убеждению Екатерины, означает не знать себя, не знать жизни.

— Екатерина, связь науки с повседневностью вы весьма наглядно продемонстрировали в финале шоу «Классная тема», облив белую футболку хореографа Евгения Папунаишвили йодом, а затем удалив жуткое пятно волшебным пятновыводителем. Вдобавок показали изнанку нашей пищевой индустрии, обработав содержимым колбы творожок и докторскую колбасу: колбаса более-менее устояла, а творожок превратился в черный порошок. Проникновение химии в жизнь каждого настолько глубоко?

— Ну конечно! Нужно же понимать, что мы едим и пьем, чем лечимся, стираем и убираем. Например, если берем средства для мытья ванной и туалета, где есть соединения хлора, а для кафеля и пола используем кислотные составы, выбор которых на нашем рынке огромен, то при взаимодействии получаем токсичный газ. Понятно, дозы небольшие, но их регулярное воздействие ничего хорошего вашей семье не принесет. Еще опаснее сочетать абы как лекарственные препараты, ведь многие активные вещества серьезно конфликтуют друг с другом, именно потому не стоит заниматься самолечением.

Теперь и Евгений Папунаишвили поверил в мощь химии

Что же касается упомянутого вами финала телеконкурса, то мне хотелось показать химию как магию, весь этот «вау-эффект»: как все пенится, горит, взрывается. Хотя с футболкой Папунаишвили фокус прост — пятна от йода выводятся тиосульфатом натрия. Кстати, это лекарственный препарат, которым нейтрализуют отравления тяжелыми металлами.

— Да уж, публика у вас сидела раскрыв рот. Ожидали ли победы в конкурсе?

— Совсем не ожидала. Все мои коллеги, учителя-предметники, вышедшие в финал, были очень ярки, талантливы, харизматичны. И это здорово! На самом деле выбрать кого-то одного среди нас было крайне сложно. Потому, когда услышала о своей победе, захлестнули эмоции. Если честно, до сих пор не верится...

— По условиям конкурса, победитель награждается правом снять свой собственный сериал. Каким, хотя бы в общих чертах, будет ваш грядущий телепроект?

— Продолжительность каждого из роликов составит 25 минут, это достаточное эфирное время, соответственно, и тема должна быть объемной. Главная задача — рассказать о химии как о науке, значение которой универсально. Ну и показать всю ее магическую красоту. Мы ведь и сами в огромной степени есть средоточие химических процессов. В самых разных смыслах. Не зря, когда говорят о высшем из человеческих чувств — о любви, его волшебство тоже сравнивают с химией. Не знать этой науки означает не знать себя.

— Вы так естественно держитесь перед камерой. Был ли у вас опыт блогерства? А может, издавна лелеяли мечту попасть на ТВ?

— Никакого блогерского опыта не было, а мечта стать человеком по ту сторону экрана, рассказывающим о том, что он любит больше всего, появилась, когда я увидела «Классную тему».

Когда огласили результаты конкурса, Екатерина не могла поверить в собственную победу

Этот проект стартовал в прошлом году, и с тех пор не пропускала ни одного выпуска. Конечно, понимала, насколько велика конкуренция и как мало шансов попасть в эфир, но решила попытать счастья — дождалась открытия нового сезона и подала заявку. Эта «визитка» и стала самым сложным для меня этапом из всех трех отборочных туров. Я же никогда сама себя не снимала. Это был конец учебного года, в школе тишина, я расположилась в классе, поставила штатив на подоконник и сняла видео на телефон. Вечером смонтировала и отправила.

— При всем вашем артистизме и увлеченности предметом — приходится ли вам наблюдать на уроках учеников с «рыбьими глазами»? Ведь многие по самой своей натуре не расположены к химии. Я, например, с ней в свое время намаялась.

— Да, предмет сложный, встречаются ученики, которым трудно в нем разобраться. Но дело не в их лени или отсутствии способностей. Просто детей нужно заинтересовать, причем важно сделать это на самых первых уроках, когда формируется отношение к предмету. Я стараюсь начинать с демонстрационных опытов, потом мы переходим к практическим работам. Если нужно объяснить закон, вложить в голову формулы, тоже прибегаю к визуальным эффектам. Например, классификацию химических реакций мы проходим с использованием конструктора «Лего». Говорим о реакции соединения — соединяем детальки, перешли к реакции разложения — разбираем конструкцию.

— Принято считать, что современные дети не воспринимают «длинные истины», их взгляд на мир ограничивается размерами клипов TikTok...

— Ну нет, это какие-то обидные стереотипы! Современные дети умны, любознательны, свободны. И еще одно важное свойство — они очень рациональны, многие из них не готовы учиться из-под палки, им необходимо понимать, насколько перспективна та или иная дисциплина, востребует ли жизнь даваемые школой знания. Есть и проблема кажущейся доступности информации — любые сведения можно найти в интернете, из-за этого формируется самонадеянность: все-де уже познано. Тем важнее научить современного ребенка грамотно пользоваться источниками, делать корректные выводы.

— А если говорить об обществе в целом — реально ли востребована в нем серьезная наука? Не столкнутся ли подросшие дети с тем, что для жизненного успеха важна не ориентация в проблемах химии или биологии, а умения совсем иного свойства?

— Нет, связанные с естественными науками специальности очень перспективны. Это высокотехнологичная медицина, фармацевтика, экологическое направление, сельское хозяйство, атомная энергетика, полимерная отрасль — вплоть до косметологии: Неслучайно по всей стране открываются так называемые кванториумы, точки роста, IT-кубы, причем не только в мегаполисах и областных центрах, но и в отдаленных населенных пунктах, даже в селах. И это не просто каморки с навинченными на них модными табличками — там зачастую роскошное лабораторное оборудование, все возможности, чтобы вырастить настоящих ученых, технологов.

Современные дети — любознательные, свободные и очень рациональные, убеждена Катя

— А как вы сами увлеклись химией?

— Все произошло в школе. Спасибо моей учительнице Татьяне Викторовне Лукашовой — ее уроки раскрыли мне структурность, логику и красоту предмета. Правда, после школы я сперва хотела связать свою жизнь с медициной, но в конце концов выбрала педагогический университет. Впрочем, до сих пор слежу за медицинскими новостями, читаю профильную периодику. Но и о совершенном выборе не жалею. Мне нравится общаться с аудиторией, зажигать ее своей любовью к химии.

— Но я читала, что школьной учительницей вы стали не так давно...

— После выпуска из университета я действительно побоялась идти в школу, думала, не справлюсь. Нашла тихую работу делопроизводителя, но вскоре рутина мне надоела, и тут открылась вакансия преподавателя химии в колледже. Общаться с мальчишками было весело, но это тоже оказалось не совсем мое место, я не видела отдачи — все-таки в колледже химия не основной предмет, он там нужен, чтобы закрыть программу 10-го и 11-го класса. Вот так я решилась пойти в школу.

— Ранние подъемы, сложности отношений в учительском сообществе, разборки с родителями не пугали?

— Совсем нет. Хотя по сравнению с техникумом родители школьников действительно гораздо сильнее вовлечены в образовательный процесс, там я старшее поколение почти не видела, а тут мы общаемся постоянно. Но это нормально! Учитель должен понимать, что мамы и папы — наши помощники и соратники, с которыми мы смотрим в одном направлении. К их мнению необходимо прислушиваться, в конце концов кто знает детей лучше, чем их собственные родители? Особую ответственность я почувствовала, когда начала преподавать биологию пятиклассникам — все-таки в колледже студентам уже больше 15 лет, а тут десятилетки, смотрящие на мир распахнутыми глазами. Они еще не растеряли азарт познания, и от учителя в огромной степени зависит не погасить его, а, наоборот, разжечь.

— Как новость о том, что вы станете телезвездой, встретили близкие, друзья, коллеги? Зависти в педагогическом коллективе не боитесь?

— Не боюсь. Всякое, понятно, бывает, но я не заостряю внимание на негативе, общаюсь с теми, кто меня поддерживает, а таких полно и среди коллег, и среди учеников. Пока шло голосование, дети не спали ночами, мониторили, как оно идет, а утром высылали мне скрины. Очень поддержал меня и супруг — вот он, в отличие от меня, ни секунды не сомневался в победе. Самым же неожиданным стал поток поздравлений от учителей из других регионов. Конкурс конкурсом, но есть и чувство братства в профессии. Оно не миф, и это — одно из самых больших открытий, которые принесла мне «Классная тема».