И снова здравствуйте!

Похоже, москвичам снова повезло! Врачам в кабинеты поставят… прослушку

А куда денешься, раз уж столица — испытательный полигон для всей страны: реновация, самоизоляция, QR-коды... Теперь вот аудиозапись приема врачей, которую, как оказалось, уже ведут в городских поликлиниках. Это случилось не вдруг: приказ департамента здравоохранения датирован еще 20 декабря. Но до него ли нам было перед праздниками! Так что сюрприз подкрался незаметно. Давайте разберемся, что он нам сулит.

«Все будет хорошо!» — уверены чиновники от здравоохранения, ведь для того и затевались новации, чтобы улучшить качество обслуживания пациентов, сделать их общение с врачами комфортным и доверительным. Для этого придумали эффектную двухходовочку: внедрение речевых стандартов общения и контроль за их выполнением посредством... прослушки! Что называется, доверяй, но проверяй. Чтоб никаких тебе больше: «Здрасьте», «Что там у вас?», «Побыстрей одевайтесь, не стойте столбом», «Не выдумывайте», «Это ваша проблема», «Идите уже», а то и оборотов посильнее, хорошо знакомых любому, кто посещает бюджетные медучреждения.

Даже вроде бы доброжелательные «Выздоравливайте!» и «Не болейте!» теперь под запретом: по мнению экспертов-филологов, участвовавших в разработке стандартов, таким образом врач как бы снимает с себя ответственность и вообще пытается отделаться от пациента. А должен, как сказано в уже упомянутом приказе департамента здравоохранения № 1241, «проявлять вежливость, корректность и участие». И никакой отсебятины: шуток, насмешек, критики, в том числе коллег и руководства. Не хочешь неприятностей — действуй строго по «Алгоритму ведения амбулаторного приема», изложенному в рекомендациях к приказу. Там прописано буквально каждое слово и есть подсказки, как исправить те или иные оплошности. Не в лечении — в следовании алгоритму.

Например, если врач поздоровался с посетителем, а кнопку записи не нажал (на компьютерах у докторов теперь установлены специальные программы), то должен-таки сделать это, а потом повторить приветствие: «И снова здравствуйте!» После чего переходить к следующему пункту алгоритма: всего их 11, и каждый расписан столь же скрупулезно. Плюс еще 33 критерия, по которым специалист в поликлинике, слушая запись, оценит качество приема, а точнее, выполнения алгоритма. Мне, чтобы вдумчиво прочесть все эти рекомендации, понадобилось почти 10 минут. А ведь пациент еще должен что-то отвечать. Остается только догадываться, как все это можно вместить в 15-20 минут, отведенные на прием участкового терапевта или педиатра (нормативы врачей этих и других специальностей, упомянутые в соответствующих приказах Минздрава РФ, — на схеме).

Впрочем, судя по обсуждениям в соцсетях, самих врачей этот момент волнует в последнюю очередь. Те, кто поддерживает нововведения, радуются, что теперь у них есть защита в спорных ситуациях («Я врач, и я за. Тут на днях на рабочий телефон звонила пациентка, мы поговорили. А потом она пришла к главврачу и сказала, что я нахамила и нагрубила. Открыли запись — я и не знала, что ее вели, — а там все в порядке! Так что пусть записывают прием, меньше будет доносов»).

Те же врачи, кто против, чаще говорят о врачебной тайне — эта тема, как когда-то QR-коды и чипирование с помощью вышек 5G, особенно активно вирусится в Сети: еще бы, покушение на персональные данные! Есть свои резоны и у пациентов — сторонников прослушки («Если б велась запись, врач серьезнее подошла бы к работе, и дочь быстрее получила лечение. А так написала, что горло в норме, а там воспаление шло полным ходом. На следующий день пошли к лору, та поразилась, почему нас не отправили на госпитализацию. Уехали на скорой в больницу, до сих пор лечимся. А доказать, что это врач накосячила, я не смогла. Теперь, надеюсь, будет проще».)...

Спросила и у приятеля, который больше 20 лет работает терапевтом, что думает о прослушке. По его мнению, следить будут не столько за лексиконом, сколько за тем, какие лекарства назначают, совпадают ли они с утвержденным списком. И не назначил ли «добренький» доктор за счет ОМС, без показаний, сложные обследования вместо традиционных анализов крови, флюорографии, УЗИ и ЭКГ. «Без показаний» — это значит, аудиозапись не зафиксировала жалоб. А заботиться о профилактике ИИ (скорее всего, общий массив записей по городу будет отслушивать нейросеть) вряд ли научили.

В некоторых поликлиниках уже появились, как это положено, таблички об аудиозаписи (подобные той, что на фото). И многие врачи, перед тем как нажать кнопку, предупреждают пациентов, что разговор записывается, хоть и не обязаны это делать — врачебная этика. Ведь измученные болезнью люди бывают очень резки в своих высказываниях, так и на срок можно наговорить.

«Я уверен в себе и записи не боюсь, — добавил приятель. — Думаю, что она и вправду может защитить пациентов от врачебного произвола, а врачей — от несправедливых нападок. А вот то, что нас заставляют общаться по тупому шаблону, это плохо. Значит, скоро придется забыть о теплых отношениях между врачом и пациентом, о лечении словом, о доверии между нами, сколько ни говори о новых стандартах общения. Не новые они, а двойные».

Что тут добавишь...