Сделано в России

«Роснефть» создает инновационную продукцию для отечественной нефтепереработки

«Роснефть» разработала уникальную технологию производства катализатора гидрокрекинга и начинает его выпуск в Башкирии на базе предприятия «РН-Кат». Данный катализатор используется в процессе выпуска всех видов топлива экологического стандарта Евро-5 и до недавнего времени российская нефтеперерабатывающая отрасль закупала его практически полностью за рубежом.

В компании рассчитывают, что новый катализатор существенно снизит зависимость российских НПЗ от импортных поставок катализаторов. Новый продукт успешно испытан на базе Новокуйбышевского завода катализаторов с привлечением специалистов Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке. Испытания показали, что отечественная разработка не уступает импортным аналогам по таким ключевым параметрам, как активность (продолжительность работы катализатора с сохранением качественных характеристик) и отбор целевых продуктов (показатель объема основной выработанной продукции). «Роснефть» планирует начать промышленный выпуск уже в этом году. Продукцию будут поставлять на Уфимский нефтеперерабатывающий комплекс, а в будущем — и на другие заводы нефтяной компании.

Специалисты отрасли отмечают, что сейчас «Роснефть» во всех основных процессах нефтепереработки переходит на использование отечественных катализаторов, в том числе тех, которые производятся собственными предприятиями. По заявлению самой «Роснефти», надежность поставок качественных катализаторов является стратегическим вопросом обеспечения технологической устойчивости работы не только нефтяной компании, но и всей страны в целом. За счет развития высокотехнологичного производства катализаторов «Роснефть» планирует к 2024 году вдвое снизить зависимость от зарубежных поставщиков данной продукции.

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев отметил, что создание в России собственного производства катализаторов гидрокрекинга станет большим шагом в обеспечении энергобезопасности страны. «За последние десятилетия в отрасли сложилась очень сильная зависимость от импортных составляющих для нефтепереработки и зарубежных компаний. Поэтому получение российских катализаторов очень важно для развития всего топливно-энергетического комплекса и открывает перспективы их продажи в государства, которые хотят выйти из зависимости от одного поставщика», — отметил Дмитрий Гусев.

Главный элемент

Как известно, каталитические процессы играют ключевую роль при получении из нефтяного сырья готовой продукции — например, автомобильного топлива или авиационного керосина. А главный элемент в этом процессе — катализатор. Его разработка требует не только огромных финансовых затрат, но и фундаментальных научных знаний. Сегодня одна из главных задач инновационного развития неф-тепереработки — исключение зависимости от поставок импортных катализаторов. Это не просто бизнес-цель, это вопрос энергетической безопасности страны. В случае перебоев поставок встанет не только каждый завод в России — остановится каждый автомобиль.

Крупнейшая нефтяная компания страны «Роснефть» уделяет развитию производства катализаторов нефтепереработки самое пристальное внимание. В периметре «Роснефти» работают два катализаторных предприятия — Ангарский и Новокуйбышевский заводы, а также создано совместное предприятие ООО «РН-Кат», которое выпускает катализаторы гидроочистки и гидрокрекинга.

Специалисты нефтяной компании ведут работы, связанные с катализом и катализаторами, в трех корпоративных научно-исследовательских институтах. Ангарский завод катализаторов и органического синтеза производит продукцию широкого спектра. Основное направление — платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций. Его мощность — до 400 тонн в год. Предприятие выпускает более 50 марок катализаторов для различных процессов нефтепереработки и нефтехимии. Завод является основным российским производителем катализаторов риформинга бензина.

Этап промышленной эксплуатации

Эксперты отмечают, что на катализаторы гидроочистки приходится около 40% мирового рынка катализаторов нефтепереработки. В ближайшие годы из-за снижающегося качества добываемого сырья в переработку будет поступать все больше тяжелой и сернистой нефти. В связи с этим, а также из-за повышения спроса на высококачественные топлива возрастает роль процессов гидроочистки. Как следствие — будет возрастать и спрос на катализаторы гидроочистки. В дизельных и бензиновых фракциях присутствие серосодержащих соединений, азот- и кислород- крайне нежелательно, поскольку ведет к ухудшению работы дизельных двигателей и двигателей внутреннего сгорания, вызывая образование нагаров и так называемых лаковых пленок. Содержание этих соединений нежелательно и с экологической точки зрения.

«Роснефть» следует глобальным тенденциям и уже приступила к промышленной эксплуатации уникального катализатора гидроочистки собственного производства. По сути, это первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги для получения дизельного топлива Евро-5 с ультранизким содержанием серы менее 10 ррм. Промышленная партия уникального катализатора загружена на установке гидроочистки дизельного топлива Рязанской нефтеперерабатывающей компании. Ранее катализатор, который также был произведен на башкирском предприятии компании «РН-Кат», успешно прошел опытно-промышленные испытания на базе уфимской группы НПЗ «Башнефти». В ходе испытаний выяснилось, что новейший катализатор снижает содержание серы не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. До настоящего момента это являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов. По своей активности данный катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги.

Катализатор позволяет получать дизельное топливо, которое соответствует самым современным техническим требованиям и обеспечивает высокое качество готовой продукции.

Кстати, в ноябре 2020 года Рязанский НПЗ перевел уже четвертую из пяти установок каталитического риформинга на катализаторы производства «Роснефти», которые также имеют высокие эксплуатационные характеристики. Как отмечают на предприятии, промышленное- применение отечественных катализаторов позволит заводу повысить экономическую эффективность и технологическую устойчивость производства.

Топливо для Арктики

Специалисты «Роснефти» также создали еще один катализатор на основе благородных металлов, который позволяет получать зимние и арктические сорта дизельного топлива. Их особенность состоит в том, что с их помощью возможна эффективная переработка высокосернистого сырья с получением моторного топлива с ультранизким содержанием серы. Авторы разработки — ученые ООО «РН-ЦИР», который входит в периметр научного комплекса НК «Роснефть». Первые опытно-промышленные партии инновационных катализаторов выпущены на Новокуйбышевском заводе катализаторов нефтяной компании.

Внедрение новейших разработок в производственный процесс позволит проводить гидроочистку и изодепарафинизацию в одной установке для изготовления экологически чистых арктических и зимних дизельных топлив.

Стоит отметить, что российский рынок катализаторов разделен на сегменты, в каждом из которых есть свой лидер. «Роснефть» фактически является единственной в стране компанией, которая выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга и катализаторы для производства водорода, а теперь еще и гидроочистки дизельного топлива. Катализаторы риформинга — самые дорогие, но срок их службы может тянуться до 10 лет. На сегодняшний день уже более 60% используемых НПЗ «Роснефти» катализаторов риформинга произведены на заводе в Ангарске. «Роснефть» на протяжении нескольких лет производит поэтапную замену импортных катализаторов на катализаторы собственного производства на установках риформинга бензина. Эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний. Важно также отметить, что сегодня более 70% водорода вырабатывается на катализаторах парового риформинга производства Ангарского завода.

Разработка и внедрение перспективных технологий в неф-техимии позволят значительно снизить зависимость России от импортной продукции. Как сообщает «Роснефть», на базе опытно-промышленного комплекса в Новокуйбышевске планируется создание технологий для промышленного выпуска новых поколений конкурентоспособных катализаторов гидроочистки дизельного топлива и вакуумного газойля, а также других процессов нефтепереработки.

В настоящее время доля импорта в катализаторах гидроочистки составляет около 90-95%. За счет развития высокотехнологичного производства «Роснефть» планирует существенно снизить этот показатель.

В состав нового опытно-промышленного комплекса входят девять основных технологических линий, а также пять вспомогательных блоков, которые включают в себя оборудование для производства катализаторов процессов нефтепереработки, а также различные средства контроля, измерения и управления процессами приготовления катализаторов. Промышленные установки способны производить около 200 кг различных катализаторов в сутки (6 тонн ежемесячно).

Сейчас российские заводы катализаторов способны выпускать конкурентоспособные катализаторы, как правило, только для гидроочистки бензина и керосина. Однако теперь благодаря появившейся возможности отработки технологий производства катализаторов нового поколения компания «Роснефть» сможет наладить промышленный выпуск высокотехнологичного продукта.