Третьяковка преодолевает звуковой барьер. И не только

В галерее расширяют программу работы с особенными детьми

В Третьяковской галерее вступила в новый этап комплексная образовательная программа «Музей, открытый для всех». Здесь рассказали журналистам о том, какие выставки, экскурсии, праздничные мероприятия разработаны для вовлечения в мир искусства детей с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями.

Работа с детьми, которые слабо слышат и видят, а также имеют другие серьезные отклонения в физическом и умственном развитии, для Третьяковской галереи традиционна. Еще в 1860 году основатель собрания Павел Третьяков, чей сын испытывал подобные трудности, помог известному специалисту в области сурдопедагогики (обучения глухих) Ивану Арнольду учредить Арнольдо-Третьяковское училище – первоев Москве специализированное заведение для глухонемых детей.

Сегодня Третьяковская галерея продолжает эту инициативу своего основателя и с 2007 года проводит комплексную образовательную программу «Музей, открытый для всех». Она разработана специально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Собственно, речь идет о трех программах: для людей с интеллектуальной недостаточностью и ментальными нарушениями, для глухих и для слепых. Для детей с ментальными нарушениями проводятся арт-терапевтические четверги, есть и специальные занятия для детей-аутистов, а для детей с синдромом Дауна разработан курс на целый год. Программа для глухонемых предусматривает проведение экскурсий глухими гидами на языке жестов, а для слепых подготовлена программа «Язык скульптуры по Брайлю».

«Мы руководствуемся важным принципом – ставим во главу угла особенности наших посетителей, которые очень разнятся по возрасту, образовательному уровню и по состоянию здоровью тоже», – сказала директор Третьяковской галереи ЗельфираТрегулова.

В рамках образовательной программы галерея запускает новаторский музейный проект «Суть вещей», который рассчитан одновременно на старшеклассников с ментальными нарушениями и на старшеклассников общеобразовательных школ.

«Мы надеемся, что нам удастся выработать уникальную методику, которая подойдет для любой категории наших посетителей, а в дальнейшем станет доступна специалистам других музеев»,– пояснила замдиректора галереи Марина Эльзессер.

По итогам проекта планируется разработка новой методики интерпретации искусства XX века. Для этого основатели программы объединили подходы, основанные на комплексном восприятии – визуальном, тактильном, слуховом и пластическом. В познании «сути вещей» учащимся будут помогать «Мастерская художественного проектирования» и театральная студия «Круг».

Занятия с детьми и подростками начинаются 23 апреля и будут проходить по понедельникам, когда музей закрыт для зрителей. Зельфира Трегулова объяснила такое решение тем, что большие толпы людей могут испугать детей и отвлекать их от занятий.