Бастуй не бастуй...

Бодание между «писаками» и «денежными мешками» идет перманентно

Сейчас у нас много говорят о забастовке американских сценаристов. Подчеркнем: у нас! Хотя, казалось бы, что за дело зрителям до тамошних мастеров кинодраматургии? Ну не будет вовремя снят какой-нибудь голливудский боевик — и черт с ним! Когда снимут, тогда каким-нибудь хитрым образом и посмотрим. Мы терпеливые, а время мировых премьер с участием России уже неактуально. И все же поговорить об этой забастовке стоит.

Если такое явление, как Black Lives Matter (с англ. «Жизни черных имеют значение»), нашей страны — в силу недостаточного количества граждан определенного цвета кожи — вряд ли коснется, то сценаристов в ней превеликое множество. И у него, этого множества, тоже полным-полно проблем.

Для заокеанских партнеров забастовка эта — настоящая беда, ибо членами Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America — WGA) являются не только те, кто работает на Голливуд, но и авторы, пишущие для телевидения. По этой причине, например, уже прекратили выходить популярные итоговые шоу наподобие нашего почившего в бозе «Вечернего Урганта». По данным экспертов, забастовка обходится Калифорнии в 30 млн долларов в день. Чего же требуют эти 15 тысяч человек и от кого?

Не вдаваясь в подробности: каждые три года WGA и Альянс продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (Alliance of Motion Picture and Television Producers), представляющий интересы студий, стримингов и продакшен-компаний, перезаключают договор о порядке отчисления денежных средств сценаристам. Подошел очередной срок, но тут WGA выдвинула ряд требований, среди которых следующие: повысить минимальные гонорары, увеличить взносы на медстраховку и в Пенсионный фонд, уравнять тарифы сценаристов, задействованных как в кинотеатральных, так и в стриминговых проектах, уточнить отношение к использованию в написании сценариев ИИ (искусственного интеллекта).

Бодание между «писаками» и «денежными мешками» идет перманентно. Что, в общем-то, вполне естественно. Те, кто финансирует проекты, хотят обойтись минимумом затрат. Те, кто их воплощает, надеются заработать побольше. Помимо гонораров непосредственно за тексты американские сценаристы могут получать свой процент от прибыли в прокате. В результате предыдущей забастовки 15-летней давности им стали платить еще и долю от продаж DVD и в интернете и так далее (нашим подобное даже не снилось). Для того и создана влиятельнейшая WGA, ослушаться которую не осмелится ни один из ее членов, а штрейкбрехеры просто закроют для себя путь в профессию.

В России же отношения как раз и строятся по указанному принципу. Но бороться за свои права отечественные сценаристы не будут. И не только в силу отсутствия института мощных профсоюзов. За мелодрамы, из числа тех, что идут на «Домашнем», автору платят в среднем 150-180 тысяч рублей за серию. Обычно их бывает не менее четырех. Набив руку, один автор реально способен выдавать пару в месяц. Ударники могут сочинить и все четыре. Вот и считайте! За детективы для НТВ или РЕН ТВ легко заработать тысяч 400 за серию. И это не предел. Премьеры на крупных федеральных каналах могут принести от 400 тысяч рублей до миллиона за серию, в зависимости от маститости автора. Дюжины полторы сценаристов, известных своими успешными работами, вправе потребовать и 1,5 млн. Подчеркнем еще раз: за серию! То есть, получается, работа автора оплачивается очень даже неплохо.

Цифры эти ни для кого не являются секретом. И потому одновременно с сериальным бумом, начавшимся 20 лет назад и достигшим максимума с появлением платных платформ, сочинять сценарии принялись все. Логика примерно такая: «Абсолютный бред показывают. Я так не придумаю, что ли?» Сценарии выдают и те, кто хоть как-то умеет писать: журналисты, редакторы, копирайторы. И те, кто прежде этим не занимался: врачи, отставные военные, учителя. Сейчас сценаристов столько же, сколько юристов в нулевые. Только в этой сфере показывать диплом об образовании никому не надо. Хотя специалистов помимо ВГИКа, ЛГИТМиКа и Высших курсов сценаристов готовят десятки вузов и частных школ мастерства.

Это дает возможность продюсерам: а) выбрать того, кто получше, но подешевле; б) вертеть автором как заблагорассудится, беспощадно правя его тексты. Впрочем, последним с наслаждением занимаются еще и редакторы, режиссеры и даже актеры, которым не нравится «эта реп-лика». Строптивцы уходят, но их немного. В результате кинокомпании и телеканалы давно обросли любимчиками. Ходят упорные слухи, что некоторые из них всегда готовы делиться гонорарами с благодетелями. За руку никого не ловили, но пристрастие производителей к сочинителям банальщины, штампующим один проект за другим, очевидно. Впрочем, на все упреки у кинокомпаний есть универсальный ответ: «Автор чувствует формат».

А может, как раз эти «простые человеческие отношения» и уберегут наших сочинителей от угрозы ИИ? Американские-то ею, как мы помним, озаботились. А представьте себе, что будет, если заложить в «машину» заезженные до дыр сюжетные ходы, например, из отечественных мелодрам? Всех этих скромных красавиц, родивших, но брошенных богатым женихом. Потерявших память после аварии мужественных героев. Невинно севших в тюрьму благородных рыцарей... Да она столько еще вариантов выдаст — мама не горюй!