Фестиваль откроют по-царски

Почетная миссия открыть начинающийся сегодня Московский международный кинофестиваль отдана новому фильму Павла Лунгина "Царь". Сразу после этого Лунгин приступит к своим обязанностям председателя жюри ММКФ. Режиссер надеется, что эта работа доставит ему только радость, о чем он и рассказал в интервью "Труду".

- Вы не так давно вернулись с Каннского кинофестиваля, где уже давно считаетесь завсегдатаем. А сейчас вам предстоит возглавить жюри совсем другого фестиваля - московского. У каждого фестиваля есть то, что называется "кухней". В чем, на ваш взгляд, отличие между Каннами и Москвой?

- Честно говоря, не знаю. Я в свое время был председателем жюри программы кинофестиваля "Золотая камера" на Каннском фестивале и никакой "кухни" не видел, клянусь. Может быть, она там и есть, но мне не повезло в нее попасть. Надеюсь, что и здесь никакой "кухни" не будет. Вообще мне это слово не очень нравится.

- Хорошо, слово "кухня" вычеркиваем. Но на Московском фестивале вам, наверное, придется полегче?

- Работа в жюри - это смотреть по два фильма в день и стараться быть максимально честным. Надо прислушиваться к своему внутреннему голосу. Работа председателя жюри сродни профессии режиссера. А мне эта профессия хорошо знакома. Так что я надеюсь, что сумею найти правильный стиль общения.

- Особенность нынешнего фестиваля в том, что он очень русский. Мало того что российский режиссер возглавляет жюри, так еще и в конкурсную программу включено три наших фильма.

- Ну и что? Подумаешь! Во Франции то же самое. Вот в этом году, например, на Каннском фестивале было три французских фильма, и никто об этом не говорил как об ужасе. Все-таки кинофестиваль - это не спортивное соревнование, а место, где между собой борются разные фильмы. Здесь нет команды России, как на каком-нибудь спортивном чемпионате. Что общего между Кареном Шахназаровым, Александром Прошкиным и Николаем Досталем, которые участвуют в конкурсе? Это режиссеры, которые снимают в абсолютно разном стиле, у них разное мировоззрение. Они представляют только самих себя.

- На открытии ММКФ будет показана ваша картина "Царь". Были ли у вас какие-то сомнения по поводу того, отдавать ли ее в программу "Особый взгляд" Каннского фестиваля? Может, было бы лучше, если б фильм сейчас вступил в соревнование за главный приз Московского кинофестиваля?

- Честно говоря, никаких сомнений ни было. Я сразу решил, что этой картине лучше быть показанной в Каннах. И, как оказалось, я был абсолютно прав. На Московском фестивале она все равно будет показана. То, что устроители ММКФ выбрали "Царя" в качестве фильма-открытия, для меня очень почетно. Я доволен.

- Идея снять фильм об Иване Грозном наверняка приходила к вам и раньше. Кажется ли вам случайным, что картина выходит в России именно сейчас?

- Иван Грозный неожиданно снова вошел в моду. Когда сценарий только начинал писаться, о Грозном никто и не вспоминал. А сейчас посмотрите, что происходит: вдруг Грозный стал одним из лидеров опроса "Имя Россия", выходят книги о Грозном, ведутся какие-то дискуссии в обществе. Кажется, что общество будто бы взыскует Грозного, примеривается к нему. Многие хотят его возвращения... Думаю, пришло время открыть правду об этом персонаже.

- На Западе этого царя называют Ivan Terrible. То есть Иван Ужасный, а не Иван Грозный. Совсем другой оттенок смысла. А для вас он каков?

- У этого человека было как минимум раздвоение личности. А то и растроение. Но вообще я не хотел бы его оценивать в нескольких фразах. Когда ты уже сделал фильм, глупо все сводить к каким-то формулам. Смотрите фильм, там высказано мое отношение к этому персонажу.

- Премьера фильма омрачена смертью двух таких замечательных актеров, как Александр Абдулов и Олег Янковский, которые снялись в "Царе". Будет ли на открытии ММКФ сделан какой-то жест, чтобы почтить память этих людей?

- Надеюсь, что будет. Конечно, я не могу не думать о том, что это последняя роль Олега Ивановича Янковского. Я воспринимаю это как его наследие, завещание.

- Вас наверняка в последний месяц замучили вопросами о совместной работе с Олегом Янковским.

- Да уж, только глухонемой не спросил меня об этом. И я всегда отвечаю одно и то же, но чистую правду: это талантливейший, благороднейший человек, без которого "Царь" вышел бы совсем другим. Ведь весь фильм сделан на актерском дуэте Янковского и Мамонова.

- Надеетесь ли вы увидеть что-нибудь кроме конкурсных работ? Просто для себя.

- Обязательно. Вообще я считаю, что быть председателем жюри - это не работа, а удовольствие. Надо прежде всего самому получать удовольствие от фильмов и разделять его с членами жюри. То есть это работа, конечно, но радостная работа.

- Знакомы ли вы с кем-нибудь из членов жюри? Может быть, там есть какие-то друзья, с которыми вам будет приятно встретиться?

- Вы знаете, мне очень стыдно, но я даже толком не видел список членов жюри. Я только что прилетел с "Кинотавра" и не успел посмотреть, кто войдет в жюри. Но надеюсь, что это будут люди симпатичные.

Мнение

Александр Прошкин, режиссер фильма "Чудо":

- Наш фильм основан на реальной истории, случившейся в 1956 году в одном из бесчисленных рабочих городков страны с довольно-таки беспросветной жизнью. Местная девушка в разгар танцев не нашла себе партнера и решила станцевать с иконой Николая Чудотворца. Ее отговаривали, но она не послушала и посреди танца вдруг застыла. Приехали врачи, ничего не могли понять и сделать. Она стояла так до самой Пасхи, на третий день после которой умерла. В хрущевской атеистической России информацию о чуде сразу закрыли. Только патриархия издала маленькую книжку. А в начале прошлого года ко мне с этим сюжетом обратился мой давний партнер, писатель Юрий Арабов, с которым мы делали фильмы "Николай Вавилов", "Доктор Живаго". Сценарий показался мне очень интересным. Картину мы сняли меньше чем за два месяца при весьма скромном бюджете. В ней участвуют знаменитые актеры: Константин Хабенский, Полина Кутепова, Сергей Маковецкий. Но главную роль исполняет молодая и малоизвестная актриса Мария Бурова. До этого она нигде не снималась. Для меня важно, чтобы лицо героини не влекло за собой шлейф ассоциаций с другими киноролями. Вообще я не люблю вербализировать смысл своих картин. Но если попробовать, то в этой картине он таков: чтобы пробудить в нас совесть, должно случиться нечто чудесное, таинственное, перед чем мы бессильны и чего не можем понять.