Главная Культура 00:02 19 Июня 2020 2386
Тайна гибели Есенина

Ее попытается разгадать в своем новом фильме известный режиссер Клим Шипенко

Леонид Павлючик
По словам режиссера, он хотел бы снять фильм уже этой зимой. Фото: АГН Москва, globallookpress.com

В юности он был страстным киноманом. Смотрел фильмы в большом количестве и в ежедневном режиме. В 16 лет по программе обмена уехал учиться в США. Закончил там школу, потом киношколу и вернулся в Россию, где к своим 37 годам успел снять восемь полнометражных картин. Как минимум три из них стали событием в нашем кино. Клим Шипенко дважды лауреат премии «Золотой орел» за фильмы «Салют 7» и «Текст». А комедия «Холоп» стала кассовым хитом, заработав в прокате рекордную сумму три миллиарда рублей. На днях стало известно, что Шипенко собирается снять фильм про последние дни жизни Сергея Есенина. Ясно, что это опять будет резонансное кино. Звоню режиссеру...

— Клим, как пережили самоизоляцию? Она была вам в тягость, в радость?

— Я спокойно пережил самоизоляцию, мне было чем заняться. Я наконец-то смог добраться до самых толстых книг в моей библиотеке. И с удовольствием и пользой для себя их прочитал.

— Поделитесь, что за толстые книги...

— Это фундаментальный политологический труд Михаила Зыгаря «Империя должна умереть» объемом в 800 страниц. И книга Захара Прилепина «Сергей Есенин» из серии ЖЗЛ, в которой более 1000 страниц. Я читаю медленно, вдумчиво, поэтому двух этих книг мне хватило на весь режим самоизоляции. Это не считая, разумеется, текущих забот и обдумывания собственных творческих замыслов.

— Книгу про Есенина, как я понимаю, вы читали не только для образования, но и с прицелом на свой будущий фильм. В каком состоянии находится ваш проект?

— Сценарий давно готов. Я написал его вместе со своим отцом, драматургом Алексеем Шипенко. На днях наш сценарий подан студией Yellow Black and White в Фонд кино для получения господдержки. Параллельно идет поиск партнеров, с которыми можно было бы поднять этот относительно дорогой, с историческим антуражем проект. Если все сложится удачно, то я хотел бы снять фильм уже этой зимой.

— Стало быть, книгу Прилепина вы прочитали после того, как написали сценарий...

— Да, и это ничего не поменяло в моем замысле. Сценарий написан не в стиле документального расследования. Это два совершенно разных жанра: подробная книга из серии ЖЗЛ и некая кинематографическая фантазия на тему последних дней жизни Есенина, попытка, отчасти фантасмагорического толка, погрузиться в смятенное сознание поэта накануне его трагического ухода. Прилепин разбирает разные версии смерти автора «Москвы кабацкой» и «Черного человека», в том числе очень убедительно доказывает версию его самоубийства. В фильме, который я собираюсь снять в жанре триллера, будет главенствовать версия его преднамеренного убийства.

— Говорят, в роли Айседоры Дункан вы хотите снять европейскую или американскую звезду. Уже называлось имя Марион Котийяр...

— Однозначно Айседору Дункан русская актриса играть не будет. Попробуем найти на эту роль европейскую актрису. Но пока конкретной договоренности нет, то какие-либо заявления делать рано.

Сергей Есенин с Айседорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой. Фото: Viktor Gritsuk, Global Look Press

— Есенин сыграет русский актер? Он будет похож на своего персонажа?

— Выбор актера на роль не будет определяться принципом «похож-не похож». Будет некая общая схожесть образа — и все. Но я еще не начинал кастинг, предстоит сложный поиск актерской команды. Решения порой приходят самые неожиданные. Как вы знаете, я работал с сербскими, польскими актерами, не ограничиваю себя ничем и в данном случае.

— Не возникала мысль снять в роли Айседоры Дункан вашу прелестную жену, актрису и режиссера Соню Карпунину, которая ярко дебютировала и как-то исчезла с киногоризонта. Подозреваю, вы, подобно семейному сатрапу, держите ее дома взаперти...

— Спасибо за сатрапа (смеется), но я Соню никоим образом не ограничиваю в ее творческих делах и поисках. Она много пишет в последние годы, но какие-то из ее проектов пока не случились, главным образом, из-за проблем с финансированием. У меня тоже был такой период, когда я не снимал три года. Не потому что не хотел, а потому что не складывалось, так бывает.

Что до вашего предложения, то напомню, что Айседора была старше Есенина на 18 лет, в пору их встречи ей было 44 года. Моя жена все-таки значительно моложе и выглядит, надеюсь, лучше (смеется). Так что на роль Айседоры она точно не подойдет. Но она похожа, даже внешне, на последнюю жену Есенина Софью Толстую. Так что, не исключено, моя Соня в фильме все-таки появится.

— Перейдем к вашим прошлым работам. Вы снимаете на редкость непохожие ленты. «Салют 7» — героическая сага о советских космонавтах, «Холоп» — простецкая, как на мой вкус, народная комедия, «Текст» — остросоциальный триллер о коррупции и полицейском беспределе. Приходилось встречать мнение, что вы мастеровитый режиссер без своего мировоззрения, что вам все равно, что снимать...

Кадр из фильма «Холоп» с сайта kinopoisk.ru

— Я точно знаю, что мне не все равно, что снимать. Например, я не люблю и никогда не буду снимать фильмы ужасов. Это не мое, я их даже не смотрю. Мне не очень нравится сай-фай — откровенная, чистой воды фантастика. Никогда не был фантастоманом, не читал фантастику, не буду снимать на этом материале фильмы. А в остальных жанрах я готов себя пробовать, экспериментировать. Не исключаю, что когда-нибудь сниму фильм о войне.

Главное для меня, чтобы мне понравилась, чтобы меня зацепила история. Придуманная мной или предложенная продюсерами. А в остальном я с удовольствием прыгаю по разным жанрам, темам, стилям. Не осуждаю, но и не совсем понимаю режиссеров, которые всю жизнь работают в одном и том же ключе. Я даже своего любимого режиссера Дэвида Финчера не понимаю, который снимает преимущественно триллеры. Мне это было бы скучно. Сняв успешную комедию «Холоп», я не хочу тут же снимать еще одну комедию. Может, со временем, но не сейчас. После «Салюта» мне предлагали ставить новые фильмы о космосе. Но на тот момент я для себя эту тему исчерпал, зачем вступать в ту же реку еще раз?

Кадр из фильма «Салют 7» с сайта kinopoisk.ru

— Между тем, есть такое утверждение, что настоящий режиссер, как, например, Тарковский, всю жизнь снимает одну большую картину...

— Скажу страшную для кинокритиков вещь, но Тарковский не является моим идеалом и кумиром. Мне куда ближе Стивен Спилберг или Стенли Кубрик, которые работали в разных жанрах и при этом в каждом фильме держали высочайшую творческую планку. А вообще-то круг моих любимых режиссеров — это Франсуа Трюффо, уже упоминавшийся Финчер, Джон Кассаветис, Вуди Аллен, Пол Томас Андерсон...

— В «списке Шипенко» — ни одного советского, российского режиссера. Это что, издержки вашего зарубежного образования?

— У меня нет кумиров в советском и российском кино. Это не значит, что мне не нравятся те или иные фильмы тех или иных режиссеров. Но для того, чтобы назвать режиссера любимым, мне мало у него одной, двух или даже трех замечательных картин. Их должно быть пять-шесть. А с этим уже труднее. Я, например, большой поклонник «Осеннего марафона» Георгия Данелия, но не уверен, что другие его фильмы мне нравятся в такой же степени. А у названных мною выше режиссеров мне нравится большинство их картин.

— У вас есть идеологические, политические пристрастия? Вы либерал, патриот, космополит, человек мира?

— Я и космополит, и патриот. Я люблю путешествовать по разным странам, проникаться культурой разных народов, но это не исключает моей любви к родной стране. У меня, разумеется, есть определенные политические взгляды, но кино не является для меня способом их трансляции. Я работаю не в политическом, а в жанровом кино. А режиссер жанрового кино должен, в первую очередь, обслуживать жанр, а не выражать свои политические взгляды. Тем более, что социальная аналитика — определенно не мой конек. И не предел моих мечтаний. Скажу больше: новый фильм про Джеймса Бонда для меня ценнее, чем вся программа Каннского кинофестиваля.

— Историю про Джеймса Бонда или что-то в подобном роде лучше снимать все-таки в Голливуде. Вы учились в Америке, не было желания остаться там?

— Не было. Через два дня после того, как мне выдали диплом, я уже вылетел в Россию. Поймите: я не эмигрировал в Америку, я поехал туда учиться. И у меня не было задачи зацепиться там во что бы то ни стало. Если бы такая цель у меня была, я бы ее осуществил. На самом деле, у меня в этом плане все просто и логично происходит. Я подсел в юности на американское жанровое кино. Ага, значит, я должен поехать туда учиться. Пока я учился, я написал какое-то количество историй, действие в которых происходило в России. Ага, значит, я должен снимать их в России.

Про Америку у меня в голове за время учебы ни одного фильма не сложилось. Лента о той Америке, в которой я жил, которую я узнал, уже, увы, существовала. Это была «Красота по-американски», снятая ровно в тот год, когда я прилетел в США. Мне к этой замечательной картине добавить было нечего. И я, отучившись в киношколе, с легкой душой и чистым сердцем взял билет на самолет в Москву.

— И что, Голливуд вас не привлекает?

— Почему же. Я надеюсь снять фильм в Голливуде. Но для этого мне вовсе не обязательно там физически находиться. У меня есть свой менеджер в Лос-Анджелесе, он появился там, когда фильм «Салют 7» получил на фестивале в Калифорнии приз зрительских симпатий. Для американцев это стало определенным сигналом. Мы находимся с моим агентом в постоянном контакте, мне даже поступают какие-то предложения. Но мне они не близки, поэтому я их не снимаю. Я все-таки должен влюбиться в историю, чтобы сделать хороший фильм. А плохой и без меня есть кому снять.

— Не все об этом знают, но когда в прошлом году выдвигали фильм от России на «Оскар», то основная битва шла между «Дылдой» Кантемира Балагова и вашим «Текстом». В итоге послали в Голливуд «Дылду». Может, это была ошибка?

— Не стану комментировать решение нашего оскаровского комитета, но если это была ошибка, то в этом году есть возможность ее исправить. «Текст» вышел в прокат в октябре, и фильм вполне вписывается в оскаровский цикл нынешнего года.

Клим Шипенко (справа) с Иваном Янковским и Кристиной Асмус на съемках фильма «Текст»

— Ваши последние фильмы вызывают бурную, но и разноречивую реакцию. В частности, «Холоп» дружно хвалили и сильно ругали. Как вы относитесь к резким критическим оценкам? Вас они не обижают?

— Я не рассчитываю на то, что мои работы должны всем нравиться. Мы все разные, над разным юмором смеемся, над разными фильмами плачем, влюбляемся в разных женщин, а не в одну. Меня, скорее, беспокоило бы равнодушное отношение к моим фильмам. А если вокруг них кипят страсти, значит, в них есть живая жизнь.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7611
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5406
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4630
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4222
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4202
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?