Можно бы и в пролетарии...

Сбылась голубая мечта российских начальников: молодежь более не рвется в институты

В нынешнем году, по данным портала SuperJob.ru, поступать в вузы намерены лишь 48% выпускников российских средних школ — на треть меньше, чем 10 лет назад. Зато теперь почти в 4 раза больше желающих продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях. Хорошо это или плохо?

Два года назад курировавшая образовательную сферу вице-премьер Ольга Голодец заявила о планах правительства достичь пропорции высшего и среднего специального образования на уровне 35% против 65%. А было наоборот: высшее образование имели 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет (первое место в мире!), а среднее специальное — лишь 5% (одно из последних мест). Особенно преуспевали в учебе женщины: 61% с институтскими дипломами.

А вот о качестве обучения лучше было не говорить. Хотя выпускники десятка лучших отечественных вузов пользовались в мире большим спросом — в основном за хорошие мозги.

Для сравнения: США занимают лишь 7-е место среди индустриальных стран по проценту взрослых с высшим образованием — и 1-е место по числу нобелевских лауреатов (383). Следом за американцами следует Великобритания (132 лауреата), у которой 8-е место по доле населения с высшим образованием (42%), а еще 20% населения имеют среднетехнические дипломы. У Германии 3-е место по числу нобелевских лауреатов (108), но всего 27% населения с университетским образованием и 10% — со средним специальным: там профессиональное обучение строится на основе индивидуального ученичества. Зато в Германии высококвалифицированные труженики рабочих специальностей зарабатывают в среднем на 68% больше, чем в других странах ОЭСР, а немецкие вузы занимают 4-е место после США, Великобритании и Австралии в рейтинге стран, которые выбирают иностранные студенты. И мировой спрос на немецких специалистов хоть с высшим образованием, хоть со средним специальным держится очень высоко.

А России в этих международных рейтингах место отводится в хвосте. Причина простая и всем известная: в нашей стране не ценится высококвалифицированный, качественный труд. О чем наглядно свидетельствует рейтинг субъектов РФ по уровню благосостояния населения: на верхних строчках прочно держатся Ямало-Ненецкий округ, Сахалин, Ханты-Мансийский округ, Колыма, Чукотка, Ненецкий округ и Якутия, то есть территории не с развитой экономикой, высокотехнологической промышленностью, а с суровыми природными условиями и богатой сырьевой рентой.

Немного «портят» эту статистику лишь Москва и Санкт-Петербург, где богатеют за счет высоких чиновничьих зарплат и коррупционных доходов.

Похоже, этот перекос дети увидели раньше родителей: в их выборе трудовой специальности почти нет перспективных направлений — «нет смысла». По данным исследования SuperJob.ru, из тех нынешних школяров, кто хочет пойти в колледжи и специальные училища, «в космос» не рвется никто. Больше всего (16%) хотят получить специальность программиста, 12% потенциальных абитуриентов средних учебных заведений думают стать медсест-рами (медбратьями). Желающих освоить специальность повара или кондитера среди опрошенных 5%, бухгалтера — 4%, слесаря-автомеханика — 3%.

Похожая картина наблюдается и среди охотников за университетскими дипломами: наиболее популярны вузы, где учат на врачей (21%) и программис-тов (15%). Каждый пятый выпускник (20%) пока даже не определился, где ему учиться. Этому феномену есть свое объяснение: сейчас технологии развиваются настолько бурно, что спрогнозировать на пять лет вперед, сколько понадобится инженеров-металлургов, энергетиков или гидрологов, практически невозможно. В итоге страна по-прежнему получает дипломированных неучей и недоучек, очень похожих на старшее поколение, у которого половина вузовских выпускников три года покорно отбывали распределение, а потом искали работу по душе, попрестижнее или просто посытнее. А в результате, как утверждает статистика, до 40% дипломников всю жизнь трудились не по специальности.

Не лучше ситуация в среднем профессиональном образовании (СПО). В стране подготовку кадров по соответствующим программам ведут более 3,5 тысячи образовательных организаций, из которых 60% — технического профиля. По охвату совсем неплохо. В 2018 году эксперты Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) РАНХиГС прогнозировали: учреждения СПО ждет наплыв абитуриентов, к 2024 году техникумы и колледжи должны быть готовы к приему не менее 3,2 млн студентов. «Согласно расчетам ЦЭНО, в России 41% учащихся 9-х классов планируют уходить из школы и поступать в техникум или колледж. В сельской местности эта доля доходит до половины, в городах — 36%», — говорила директор Центра Татьяна Клячко. И предупредила, что, если систему оставить в прежнем виде, качество среднего профобразования будет ухудшаться, студенты станут учиться в две-три смены, а на выходе будут мало что уметь.

В министерстве прогноз услышали, подготовили проект реформы среднего профобразования, но замминистра Ирина Потехина тогда заявила о главной проблеме: серьезно устаревшей материальной базе. «Поменять ее сейчас во всех 3,5 тысячи заведений СПО не хватит никаких денег — это очень дорогостоящее мероприятие. И не всегда имеет смысл: если мы сейчас полностью поменяем материальную базу, уже через пять лет многое устареет», — объяснила Потехина.

Прошло два года — устаревать нечему, ибо ничего не изменилось. Хуже того: с учетом коэффициента инфляции финансирование СПО фактически уменьшилось, хотя обещаний «улучшить» и «добавить» звучало немало. Повторяется ситуация с созданием в стране 25 млн высокотехнологичных (и высокооплачиваемых!) рабочих мест. В нынешнем году истек срок решения задачи, поставленной Владимиром Путиным восемь лет назад. И где эти места?

Вместо послесловия

В январе Счетная палата (СП) опубликовала промежуточные результаты анализа реализации нацпроекта «Образование» по состоянию на ноябрь 2019 года. Эксперты напомнили, что одна из задач нацпроекта «Образование» была сформулирована следующим образом: «Вхождение РФ в топ-10 стран по уровню читательской, математической и естественнонаучной грамотности по результатам исследования PISA, проводимого ОЭСР каждые три года». По результатам двух последних циклов исследований PISA Россия занимает место в конце третьего десятка стран, что сложно назвать подходящей стартовой точкой для выполнения задачи вхождения в топ-10.

Одна из главных причин, по мнению экспертов СП: «По величине бюджетных расходов на образование в процентах ВВП Россия серьезно уступает странам Центральной и Восточной Европы. Франция, к примеру, тратит на образование 5,5% ВВП, а Россия — 3,6%. Этого недостаточно для страны, которая хочет сделать рывок и выйти на конкурентный уровень со странами — лидерами в области инноваций и технологий».

А что вы хотели: нет денег — не будет и стульев, тем более собственного производства!