Адъютанту его превосходительства исполнилось 85 лет

Юрий Соломин отмечает юбилей

У Юрия Соломина и без того с лихвой регалий, но, напомню, он еще и герой «Оскара». В 1975-м Американская киноакадемия признала лучшим иностранным фильмом «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, где артист сыграл роль русского путешественника Владимира Арсеньева. Однако побывать тогда в Лос-Анджелесе Соломину не удалось — ему даже не передали извещение о награде. Только много позже он смог увидеть по ТВ ту церемонию — звездный час, который у него украли.

Впрочем, Соломин не из тех, кто смакует обиды. Для него гораздо важнее неслучившегося то, что случилось: встреча с Куросавой, множество сыгранных ролей, в том числе в культовом сериале «Адъютант его превосходительства», после просмотра которого прославленный японец и выбрал Соломина для своей ленты. В квартире Соломина много лет висит картина Куросавы «Голова тигра», полученная в подарок на съемках в уссурийской тайге, а Страна восходящего солнца наградила народного артиста СССР в 1993 году орденом Японии «За вклад в мировую культуру».

...Вместе с отцом-музыкантом Юра семь суток добирался в поезде из Читы в Москву ради поступления в Щепкинское училище. Удивительно, как набиравшая курс великая актриса Малого театра Вера Пашенная разглядела в худеньком большеглазом пареньке скрытый дар. Жить на стипендию в не верившей слезам Москве было ох как нелегко. Но суровое военное детство приучило терпеть холод и голод — когда зимой вода в школьном ведре замерзала, а ливерные пирожки учительницы по литературе были лакомством. Зачисленному в 1966-м в труппу Малого театра новичку, назначенному на роль Хлестакова, сама детская память подсказала, как изобразить голодного фитюльку, изумленного свалившейся на него нежданной удаче...

С тех пор сцена императорского театра стала его школой и домом. Пристально наблюдая жизнь и собирая свою «человеческую коллекцию», Соломин ключ от нее доверял редким режиссерам. К ним можно отнести Сергея Женовача, в 2000-м поставившего в Малом «Горе от ума» с Соломиным-Фамусовым, что принесло исполнителю Государственную премию России. Образ бывалого и хитрого московского вельможи родился неслучайно. В начале 1990-х Юрий Соломин возглавлял Минкультуры в российском правительстве. Надеялся помочь деятелям искусства, в кризис оказавшимся на обочине. Два года хватило ему, чтобы понять: высокая чиновничья должность не его призвание, неизбежные на таком посту подковерные игры только раздражали и отнимали силы. А они требовались в родном Малом, где в 1988-м его избрали художественным руководителем.

Хотя опыт работы во власти дал еще одну творческую идею, побудив поставить «Кабалу святош» Михаила Булгакова, а самому сыг-рать в ней великого драматурга и актера Жана-Батиста Мольера, вынужденного пресмыкаться перед королем ради сохранения своего театра. Именно русская классика — Островский, Гоголь, Толстой, Чехов, Булгаков — давала Соломину пищу для ума и созидания. Да и в самом облике Соломина есть что-то чеховское, несовместимое с пошлостью и суетой.

Удивительно, что в кино режиссеры этого не замечали. А зря! В любом фильме, будь то «Блокада», «Хождение по мукам», «ТАСС уполномочен заявить» и тем более «Адъютант его превосходительства», персонажи Соломина выделяются этой «чеховской» интеллигентской статью. Особенно это проявилось в образе профессора Бориса Градова в «Московской саге», снятой в 2004-м. В этой ничуть не устаревшей ленте врач-хирург в исполнении Соломина сдержан и молчалив, он знает цену человеческой жизни и порядочности, воспитанной родителями. Опять-таки — как это было в семье самого Юрия Мефодьевича, где мать мечтала видеть своего сына хирургом...

...В 2017 году Юрий Соломин после 40-летнего перерыва побывал в Чите с приехавшим туда на гастроли Малым театром. Никогда я не видела Юрия Мефодьевича таким мягким, даже нежным, как после той поездки. Казалось, он мысленно еще там, у заросшей багульником могилы отца или у подъезда бывшего роддома, где они вместе с отцом в декабре 1941 года встречали новорожденного Виталика, впоследствии тоже актера и режиссера Малого театра. Помню окаменевшее лицо Юрия Мефодьевича, застывшего у гроба младшего брата, который безвременно ушел из жизни в 60 лет. Такая вот «мертвая петля», отнявшая самого близкого человека, оставившая в прошлом все разногласия. Своей болью он мог поделиться только с женой — Ольгой Николаевной, профессором Щукинского высшего театрального училища. Но год назад и она ушла, и большая квартира впервые после 50 лет совместной жизни заполнилась гулкой тишиной.

Конечно, у Героя Труда, лауреата множества премий есть дочь и внуки, с ним и родной ему «Дом Островского» — Малый, где актеров и зрителей учат исповедовать духовность и правду. По сути, об этом — вся драматургия этой сцены, включая «Последний срок» Валентина Распутина, совсем свежую, февральскую премьеру режиссера Юрия Соломина, посвященную памяти его жены.