ПРИ СВЕТЕ ФАР

Многие садятся за руль, когда стемнеет: машин меньше! ГИБДД дает справку: интенсивность движения снижается в 10 раз. Но есть и жуткая статистика. В темное время суток происходит половина всех аварий. Самые страшные ДТП, часто с летальным исходом или тяжкими травмами, как правило, ночные.

НЕ УВЕРЕН - НЕ ОБГОНЯЙ
Мало что можно придумать лучше. Но откуда ночью брать эту уверенность, чтобы обогнать плетущегося еле-еле водителя, например, тяжелого грузовика? Главное - определить, разрешен ли в этом месте обгон по знакам и дорожной разметке. Саму оценку обстановки, если дорога прямая, без поворотов и подъемов, стоит начать с "выглядывания". Для этого надо пересечь прерывистую линию двумя левыми колесами и посмотреть, что впереди. Нет машин - можно начинать обгон.
Первое действие - мигните дальним светом пару раз, предупредите водителя идущего перед вами автомобиля, что вы собираетесь совершить маневр. Затем включите ближний свет и левый поворотник - ночью это особенно важно. Ближний свет нужен для того, чтобы не ослепить при приближении обгоняемого. Прибавьте скорость и, поравнявшись, допустим, с грузовиком, перейдите на дальний. На полосе надо оставаться до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркале заднего вида, которое находится в салоне. На иномарках только оно дает реальное представление о расстоянии. При переходе на свою полосу обязательно включите правый поворотник. Все эти манипуляции очень важны и нужны, когда темно.
Дальше поезжайте спокойно, с дальним светом, если нет встречных машин или впереди, на близком расстоянии.
Не заводитесь, когда обгоняют вас. Если сзади попался настырный водила, бьет вам через зеркала дальним светом и пытается приблизиться, мигните ему несколько раз стоп-сигналом, на крайний случай даже включите аварийку. Добейтесь, чтобы "товарищ" понял, что при обгоне надо включить ближний свет. Как только он поравняется с вами, не делайте ему пакостей, не мстите, а выключите свой дальний, чтобы его не ослепить. Пусть едет.
ЧИСТЫЙ, КАК СТЕКЛЫШКО
В темноте все кошки черные - гласит мудрость. Как сделать, чтобы твое авто было заметно, и как самому разглядеть, кто едет рядом, впереди, сзади? Начать подготовку к ночной езде лучше с себя и своего автомобиля.
Первым делом займитесь фарами. Они должны быть чисты и исправны (это относится к габаритным фонарям, к поворотникам, зеркалам и стеклам). Чтобы они светили ярче, стоит поменять даже старые лампочки, не говоря о перегоревших. Отрегулируйте их. На сервисе это сделают в один момент и недорого.
Помни: ближний свет освещает дорогу всего на 45, а дальний - на 100 метров. Прибавь к этому и то, что ночью на скорости больше 60-70 км/час глубина так называемой отчетливой видимости сокращается вдвое, а то и втрое. Предметы воспринимаются без деталей, как силуэты. Сориентироваться, что впереди - корова или куст, порой бывает сложно. Поэтому не настраивайся на гонки с ветерком. Гаишники рекомендуют в населенных пунктах за городом держать 50, а на трассах - 90 км/час.
Аккуратно пользуйтесь противотуманными фарами. Дело в том, что при ясной погоде они не улучшают видимости, но зато создают как бы двойной световой поток для встречных машин. Так что включать противотуманки надо тогда, когда за бортом снег, дождь - непогода.
Если решили протереть или промыть стекла и фары в пути, найдите стояночку. За неимением таковой примите подальше вправо, оставьте включенными габариты и зажгите аварийные огни.
Нелишне напомнить, что сильнее всего сокращает видимость, притупляет глазомер и реакцию даже 100 граммов спиртного. Быть трезвым как стеклышко, пожалуй, и есть первое правило ночной езды.
Тут надо следить не только за собой. На наших дорогах полно балбесов, разъезжающих поддатыми, когда темно. Заметив машину, которая едет как попало, отстаньте. Если надо, остановитесь, пусть проедет. Но сообщите первому же гаишнику номера: возможно, вы спасете не только поддавоху, но и другого водителя от аварии.
Самым опасным для езды временем считается промежуток между 12-ю и 6-ю часами вечера. Опасность в эти часы возрастает в субботу и воскресенье. И дело не только в пьянстве за рулем, но и в обыкновенной усталости. Даже если вам вроде бы не хочется спать, остановитесь через часик езды, походите, отдохните. В Америке, между прочим, усталых водителей не только снимают с трассы, но и штрафуют.
Многих водителей пугают сумерки, когда ночь переходит в день или наоборот и все становится темно-серым. Даже дальний свет фар не пробивает эту серость. Умные водители советуют в это время остановиться и попить кофе. Я - за такое решение.
В качестве вспомогательных средств рекомендуются очки с просветляющим покрытием.
ЧЕГО БОЯТЬСЯ?
Вроде все ясно: наибольшая опасность - встречный автомобиль. Однако если правильно реагировать на свет его фар, то не так страшен черт, как его...
По данным ГИБДД, большинство ДТП - наезды на препятствия, расположенные по ходу движения и справа, то есть на обочине. В число этих "препятствий" входят пешеходы, велосипедисты, запаркованные машины. Во встречных столкновениях виновны водители, нарушающие правила.
Если ночь застала вас в городе или селе, то обратите внимание на территорию, где сходятся бульвар, обочина и проезжая часть, по которой вы катите. Ближний свет слишком слаб, чтобы видеть далеко, что происходит впереди. Пешеход в темной одежде напрочь сливается с тьмой, и реально его можно увидеть метров за 25-30. Однако понять, что будет делать в следующие секунды человек, который любит гулять ночью, практически невозможно. Сколько случаев, когда "качка" от излишнего возлияния буквально бросала пьянчуг на капоты машин. Тут лучше перестраховаться. Но опасность заключается не только в том, что вы плохо различаете, что впереди. Люди на дороге, даже самые трезвые, в темное время неадекватно воспринимают автомобиль. Во-первых, они полагают, что водитель все видит. Во-вторых, они не способны точно определить расстояние, которое разделяет их и движущуюся машину. Не в состоянии они и оценить скорость авто. Поэтому часто попадают под колеса даже на обозначенных переходах. Помочь избежать неприятностей помогут только повышенная бдительность и пониженная скорость. Особое внимание - остановкам общественного транспорта и разгуливающим как попало маршруткам.
Что же касается света встречного транспорта, то тут правила поведения совсем нехитрые. Их легко запомнить.
На трассе переходить на ближний свет желательно за 200 метров до разъезда. Если идущий навстречу водитель забыл выключить дальний, намекните ему сделать это своим дальним - короткими вспышками. При приближении отведите глаза вправо, не смотрите на фары встречного. Держаться надо как можно правее - насколько позволяет трасса. Если вы едете по внутренней стороне дороги, а впереди поворот, то перед ним лучше перейти на ближний свет. То же самое надо сделать и перед подъемом или спуском. Возвратить дальний свет надо после разъезда. Когда идете в колонне, пользуйтесь только ближним светом. Если все-таки вас ослепило, включите аварийку и плавно остановитесь, но полосу движения не меняйте. Даже если до обочины есть еще полосы, там вас, не видящего всего, может ожидать неприятный сюрприз в виде запаркованной машины или ямы.