Федор Емельяненко: «Нельзя применять приемы единоборств на улице ради самоутверждения»

Отдел спорта газеты «Труд» воспользовался старой дружбой со своим новым коллегой – четырехкратным олимпийским чемпионом Алексеем Немовым

Главный редактор журнала «Большой спорт» Алексей Немов сделал уже второе интервью с российскими звездами мирового спорта. Легендарный гимнаст с каждым новым выпуском «Большого спорта» оттачивает свои журналистские навыки. На этот раз он встретился с легендарным Федором Емельяненко и в дружеской атмосфере расспросил его о завершенной карьере, семье, религии и планах на будущее.

Полную версию интервью можно увидеть в сентябрьском номере журнала «Большой спорт».

– Чтобы заниматься политикой и общественной жизнью, вы перебрались из Старого Оскола в Москву. Тяжело далось расставание с родным городом?

– На самом деле несложно. После моего ухода из спорта супруга меня всячески поддерживает, все домашние хлопоты легли на ее плечи. Конечно, тянет в Старый Оскол: там остались родные и друзья. Куда нас пошлет Господь, туда и пойдем. Я всегда рад быть полезным своей стране. Москва для меня является святым городом, сердцем России. Считаю, каждый находит для себя то, что он ищет.

– Как поживает ваша семья?

– Слава богу! Младшей дочке недавно исполнилось два года, Василисе – пять с половиной, а старшая отпразднует в ноябре 14-летие. Нам нравится вместе гулять в парке. Девчонки любят кататься на роликах. У меня скоро отпуск, мы хотим провести его вместе, съездить в Старый Оскол.

– Это мама отдала вас в спорт?

– С ней в одном лицее работал мой первый тренер: он был мастером, она – преподавателем. Я часто забегал к маме во время рабочего дня, и вскоре меня приметили, пригласили заниматься самбо и дзюдо. С 11 лет я полюбил единоборства и старался не пропускать ни одной тренировки.

– Вы мастер спорта и по самбо, и по дзюдо. Как считаете, есть ли шансы у самбо, как и у его японского собрата, стать олимпийским видом спорта? Или еще один вид, в котором будут доминировать русские, в МОК не потерпят?

– Шанс есть, но должна быть проделана огромная работа. Самбо – наш национальный вид – должен получить международное признание, получить добро от представителей МОК. К этому должны стремиться не только россияне и спортсмены из ближнего зарубежья, но и бойцы со всего мира.

– Бойца смешанного стиля Ибрагима Ибрагимова, который боднул соперника после остановки поединка, дисквалифицировали пожизненно, как вы и просили. Не слишком ли жестокое решение?

– Атлет такого уровня не имеет права позволять себе подобные выходки в ринге. В нашем виде спорта не должно быть проявлений агрессии, тем более после команды рефери. Поймите: схватку остановил арбитр, а не спортсмен, с которым желал продолжить бой Ибрагимов. К тому же судья и его боковые помощники приняли верное решение: Ибрагим не мог защищаться, пропустив серию ударов в голову. Руководство M-1 попросило меня прокомментировать ситуацию: я полностью согласился с объявленным решением.

– Подобные инциденты не редкость?

– Бывало и в вольной борьбе, и в классике. Сегодня все реже и реже. Все мы меряемся силами, знанием, мастерством. Региональные представители школ ведут работу с молодежью: ни в ринге, ни за его пределами агрессии быть не должно.

– Вы суеверны?

– Нет, я не суеверен. Не следую какому-либо порядку, у меня нет ряда вещей, которые бы я выполнял в определенной последовательности, я не встаю с другой ноги и не обращаю внимания на то, с какой руки начинаю завязывать перчатки перед соревнованиями.

– СМИ любят сравнивать два боя с вашим участием – вашу победу над Ногейрой в 2003-м и поражение от Вердума в 2010-м: якобы исходы обоих боев были крайне неожиданными.

– Бой с Ногейрой был самым ярким и значимым в моей карьере. В 2003 году я вышел на ринг против действующего чемпиона PRIDE, побившего практически всех сильнейших бойцов. Его послужной список был просто ошеломляющим: я, на тот момент претендент, пытался отгонять от себя ненужные мысли, но в подсознании то и дело всплывала мысль: «Впереди бой за звание. Звание!» Это волнение сидело во мне на протяжении всей подготовки к тому бою.

К всем поединкам я готовился как к последнему. Выдерживал все получаемые нагрузки, чтобы подойти в наилучшей форме к каждому бою. Если кто-то и говорил, что Емельяненко недостаточно хорошо подготовился, то это неправда. Я делал все возможное для победы, а дальше управлял Господь. В день схватки у любого спортсмена может быть мандраж, это нормально. У меня так было в день боя до разминки. После нее выходил уже успокоившийся и разогретый.

– В смешанных единоборствах есть понятия удачи, везения?

– Я бы назвал это не удачей или везением, а волей Божьей. Редок тот случай, когда лучше во всех отношениях подготовленный спортсмен уступает по глупости, случайности. На ринг всегда нужно выходить с мыслью, для меня любой бой – это интеллектуальный поединок. Все мои действия – ход мысли, реакция на поведение соперника. К сожалению, сегодня многие бойцы стараются перемолотить и задавить друг друга, у них часто отсутствует идея.

– Расскажите о своих преемниках.

– Меня радует, что те ребята, с которыми я тренировался, выросли на моих глазах и стали неоднократными чемпионами мира и Европы по самбо. Некоторые из них бьются, чтобы параллельно попасть в группу смешанных единоборств и выступать в различных версиях. Тем не менее их основная деятельность – самбо. Я же отдавал предпочтение боям: выигрывая чемпионаты России, нередко пропускал мировые первенства ради титульных поединков.

– Владимир Путин трижды присутствовал на ваших боях. Какие сложились отношения между Емельяненко и президентом?

– Я благодарен Владимиру Владимировичу за то, что он поддерживает наш вид. Он неравнодушен к спорту в нашей стране, год от года мы улучшаем свои позиции, организуя лучшие турниры современности по самым разным видам спорта. А ведь было время, когда ничего не было. В 2000-м я перешел в смешанные единоборства во многом из-за отсутствия поддержки и финансирования со стороны властей. Времена были тяжелые: в сборной не могли найти средств даже на экипировку.

– У современной молодежи есть мотивация заниматься спортом?

– Да, но есть много соблазнов. Сначала и у меня не получалось, но я хотел бороться, побеждать, становиться сильнее, как, наверное, любой мальчишка. В наше время каждый парень хоть на месяц, но ходил в ту или иную секцию. И многие оставались! Повального увлечения компьютерными играми не было: имелись мяч, детские площадки и турники. До сих пор вспоминаю, как соревновались с ребятами, выполняя склепки, силовые выходы. Мы росли на фильмах Сталлоне, Брюса Ли, Шварценеггера. Они были популярны, они вдохновляли. Нынешнее кино – набор спецэффектов без истории, идеи.

– Кто был вашим примером для подражания, кумиром? С кем-то из них поддерживаете отношения сейчас?

– Скорее не кумиры, а люди, на которых хотелось равняться. Я читал книги олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике Юрия Петровича Власова, человека-легенды. Надо вспомнить Владимира Невзорова, нашего прославленного дзюдоиста. Самбиста Александра Федорова, футболиста Льва Яшина и многих, многих других… Знаком с Александром Карелиным, в хороших отношениях с Николаем Валуевым. К таким людям тянет, они интересны, особенно подрастающему поколению.

– Вы собираетесь организовывать турниры имени Федора Емельяненко?

– При жизни – нет. Леша, после можешь провести турнир по гимнастике имени Федора Емельяненко! Как тебе?

– Признаться, ни один из опрашиваемых мною тренеров (мастеров спорта, обучающих ударной технике) не смог дать вразумительного ответа на вопрос о том, что делать человеку с небольшой массой, чтобы сильно бить. Какие упражнения необходимы для совершенствования показателя «скорость/сила»? Увы, пресловутая работа с резинкой и кропотливая растяжка мышц едва ли позволят значительно прибавить в этом наиважнейшем компоненте. Что посоветуете вы?

– Сила удара во многом зависит от скорости и точности, значит, нужно развивать скорость. Мне всегда помогали упражнения с кувалдой.

– Вспомните главный урок, который дала вам улица. У вас случалось такое, чтобы бойцовские навыки выручали в критической ситуации? Куда податься ребятам, желающим просто обезопасить свое нахождение вне дома?

– Слава богу, мне не приходилось применять мои навыки на улице, все конфликтные ситуации старался решать путем переговоров. А сейчас меня узнают, и таких ситуаций не возникает. Молодым ребятам советую пойти в любую секцию единоборств, чтобы окрепнуть физически, приобрести знания в каком-либо виде спорта и поверить в себя. Но занимаясь единоборствами, всегда нужно помнить: нельзя применять полученные знания и опыт ради самоутверждения или чтобы обидеть того, кто слабее тебя. Необходимо использовать свои навыки для защиты других либо в качестве самообороны.