Пандемия опустошает кошельки: еда может подорожать на треть

По подсчётам аналитиков, и без фактора коронавируса россияне выделяют на питание значительную долю своих доходов

Недельная дефляция, которую зафиксировал Центробанк, не должна смущать: регулятор уже прогнозирует пик годовой инфляции на уровне 3,7-4,2% в феврале-марте 2021 года.

Разгон цен последовал за постепенным снятием коронавирусных ограничений, заметили эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова. Но с начала осени реальные ценники ещё вырастут, говорят эксперты. Торговцы сознают, что многие граждане лишились доходов – но вынуждены повышать цены либо отказываются снижать их. Предприятия можно понять: свою роль в ценообразовании сыграли расходы изготовителей и издержки в торговле из-за новых санитарных требований в период пандемии. Дополнительные расходы понадобились и для доставки товаров, указывает в комментарии «МК» доцент кафедры Финансов и цен РЭУ им. Г.В.Плеханова Мария Долгова. 

Оживление покупательской активности не позволило компенсировать затраты производителей: нарушение цепочек логистики помешали ранним овощам добраться до прилавков.
 

Негатив в цифрах

За время с декабря 2019 года цены в отечественных магазинах подскочили на 5,2%, в то время как в странах еврозоны - на 2,9%. Это указывает на более медленное восстановление российской экономики, чем у соседей. Негативный фон образуют серьёзное падение рубля (с 62-64 за доллар в феврале-марте до нынешних 73-74 рублей), рост цен на бензин и скачкообразное повышение тарифов ЖКХ. Так, с 1 июля чиновники подняли цены на коммуналку в диапазоне от 2,4% до 6,5% в зависимости от региона. Москвичам придётся переплатить лишние 5%, жителям Северной столицы – 3,8%. Кроме того, вернулась малоприятная расходная статья – плата за капремонт. В столице этот сбор отменяли в период с апреля по июнь. 
 
Осеннее удорожание продуктов намечается в размере от 2% до 10%, прогнозирует Долгова. Отдельные категории товаров подорожают примерно до 15% (например, рыба – из-за особых санитарных мер). Но вторая волна коронавируса с жёсткими ограничениями перечеркнёт даже такой безрадостный прогноз. В этом случае разрыв логистических связей и усугубление проблем бизнеса доведут рост цен до значений от 5% до 30%, предупредила доцент.
 
Для наглядности приведём уже наблюдаемую динамику цен на еду. За основу возьмём наблюдения Росстата. Так, килограмм говядины с июля-августа 2019 года подорожал с 339 до 355 рублей (округлено до десятых). Гречневая крупа – с 50 рублей за кило до 87. Макаронные изделия – с 74 рублей до 80. Но подешевела, к примеру, мороженая курица: с 146 рублей за килограмм до 142.   
 

Так сколько мы тратим на еду?

Стоимость продуктов должна волновать подавляющее большинство граждан. 71% россиян тратят на еду более половины своего дохода, а 30% - не менее половины заработков, отмечали в мае аналитики сервиса Работа.ру и ИТ-компании «Эвотор». 17% участников опроса расходуют до 20% заработанного на еду. 13% - свыше 80% средств, более четверти- 28% - тратят на питание почти все деньги. И только 12% не высчитывают свои затраты.
 
По данным Росстата, средняя российская семья в 2019 году тратила на продукты питания и безалкогольные напитки 30,2% бюджета. Согласно Евростату, румынская семья в 2018 году расходовала 27,8%, а литовская – 20,9% семейного дохода.