Евгений Стеблов: Идеологические запреты можно было обойти, а без денег ничего не сделаешь

Известный актер рассказал корреспонденту «Труда» о молодости, окружавших его людях и ушедшей навсегда эпохе оттепели

Культовый фильм «Я шагаю по Москве» отмечает 50-летие. В 1964 году его посмотрели более 20 млн зрителей, с тех пор фильм бессчетное количество раз повторяли по телевидению, и количество поклонников этой легкой, как летний московский день, лирической комедии только растет. Режиссер Георгий Данелия, сценарист Геннадий Шпаликов, актерский состав — Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских: Среди имен, обеспечивших успех картины, — Евгений Стеблов, исполнивший роль Саши Шаталова. Он и рассказал корреспонденту «Труда» о молодости, окружавших его людях и ушедшей навсегда эпохе оттепели.

— Саша Шаталов — это ваша первая большая роль в кино, и сразу — «Я шагаю по Москве». Как вы попали в картину?

— Я тогда учился в Щукинском училище, окончил первый курс... Мы все хотели сниматься, с кино были связаны мечты — об открытии себя миру и мира в себе. Тогда не было прагматизма: сколько костюмов пошили, сколько денег собрали. Мы с однокурсником Витей Зозулиным пошли на «Мосфильм». Был такой способ — долго ходить по коридорам и ждать, когда на тебя обратят внимание. Нам ходить не пришлось: переступив порог «Мосфильма», мы встретили студента вечернего факультета, который подсказал нам пойти на картину «Я шагаю по Москве» — четвертый этаж, производственный корпус. Нас показали Георгию Николаевичу Данелии. Он сначала меня отверг, но на картине работала Лика Ароновна Авербах, яркая женщина, она была, как бы сейчас сказали, кастинг-директором, открыла многих артистов — ту же Галю Польских. Она устроила мне фотопробы, которые оказались звездным билетом. Потом последовали кинопробы, после которых меня утвердили.

Уже потом, когда отмечали 30-летие картины, Георгий Данелия рассказал мне, что на эту роль был утвержден другой артист. Его даже наголо успели подстричь. Кто это был, я так и не узнал. Данелия сказал: «Зачем тебе знать? Может, он думает, что ты ему всю жизнь испортил».

— Вы помните, как посмотрели картину уже в качестве зрителя? Какое впечатление она на вас произвела?

— Я понял тогда, что картина — чудо. Во время съемок я этого не осознавал. Хотя Никита (Михалков. — «Труд») уже на озвучании говорил, что это будет фестивальное кино. «Я шагаю по Москве» — один из первых импрессионистических фильмов на нашем экране, фильм-настроение, ставший отражением эпохи, которую сейчас называют оттепелью.

— В фильме есть сцена, где писатель Володя, герой Алексея Локтева, говорит про девушку, которую встретил в аэропорту. Симпатичная, веселая — такая же, как любая девушка в 1963 году. Действительно ли была эпоха такой, как в картинах Данелии, Хуциева по сценариям Шпаликова?

— То было время надежд, которое у нас совпало с молодостью, с первыми влюбленностями, с возмужанием. Реальность, показанная в этих картинах, была и нашей реальностью. Это воодушевление во многом было связано со смертью Сталина, но особенно сильно оно проявилось у таких, как я, чей сознательный возраст пришелся на постсталинскую эпоху — я был в первом классе, когда Сталин умер. Но я также хорошо помню, как в наш двор каждую ночь приезжал «черный ворон»: мы жили на Первой Мещанской (нынешнем проспекте Мира), рядом с домом сотрудников КГБ. Мы, дети, не воспринимали это как трагедию, перешептывались, что кто-то оказался шпионом.

На мое отношение к Сталину повлиял и дедушка. Он был железнодорожным генералом — одним из руководителей Виндавской железной дороги. Он никогда не называл Сталина вож-дем, просто — председатель Совета министров. Много позже я узнал, что он отказался писать стихи в стенгазету на день рождения Сталина. И никто на него не стукнул.

— Но эпоха оттепели быстро закончилась...

— Для меня она закончилась в один момент. Это был 1968 год, Брежнев был у власти уже три года, я вернулся из отпуска, пришел на собрание в Театр им. Моссовета, где служу до сих пор, и понял: атмосфера изменилась, легкость ушла. Потом начавшуюся эпоху окрестили застоем.

Помню, как мне подарили книжку Гены Шпаликова, уже после его самоубийства. Об этом факте как-то не говорили, но книгу сценариев и стихов все-таки издали. Я открыл книгу — не выдержал и заплакал, настолько она была близка моей душе.

— Сейчас интерес к 1960-м возвращается. Наверное, самый большой знак этого интереса — сериал «Оттепель», который снял Валерий Тодоровский. Вы видели этот сериал?

— Видел. Не могу сказать, что я им доволен. Сейчас многое выдумывают про то время, сгущают краски. Постоянно говорят о цензуре, хотя в постсталинское время в кино была не столько цензура, сколько редактура, и очень жаль, что ее сейчас нет. «Я шагаю по Москве» поначалу тоже не хотели выпускать, а потом фильм показали Хрущеву, и он ему так понравился, что нам даже выдали премию — по 500 рублей. А если картину и клали на полку, она моментально получала славу, все хотели ее посмотреть. Помню, как Андрей Тарковский не без некоторого азарта рассказывал, что его картину запрещают. Диктат идеологии можно было обойти, обратившись в более высокую инстанцию, сегодняшний диктат денег вообще нельзя обойти: отбирают у тебя деньги — и все, ты ничего сделать не можешь.

— Сериал «Оттепель» построен вокруг съемок фильма. Как снималась картина «Я шагаю по Москве»?

— Мы очень легко ее делали, на одном дыхании. Не было множества дублей, больших репетиций. Все понимали друг друга с полуслова, и это казалось естественным.

— А эти коронные фразы вашего героя типа: «Мне сейчас так плохо, что жить не хочется», — это вы придумали или Шпаликов?

— Шпаликов. Я на этих съемках не импровизировал, ведь там был замечательный текст. Мой образ был собирательным: что-то я взял от соседа по коммуналке, что-то нашел в других ребятах. Вот в «Рабе любви» многое мною сымпровизировано. Никита (Михалков — режиссер картины. — «Труд») с удовольствием с этим соглашался.

— Вы, кстати, сейчас дружите с Никитой Михалковым?

— Да, общаемся до сих пор. У нас с ним легкое творческое взаимопонимание: в его картинах я снимался легко, шутя и играя. Он свой курсовой фильм «А я уезжаю домой», еще во ВГИКе, снял по моему сценарию. Потом мы вместе написали большой сценарий «Барьер» на военную тему, но не сняли — изменилась политическая ситуация: Хрущева убрали, и наша история оказалась неактуальной. Мы люди близкой судьбы, нас скорее связывает совместно пережитое, нежели деловые отношения.

Наше досье

Евгений Стеблов родился в 1945 году в Москве. Окончил Щукинское театральное училище. В его фильмографии более 70 фильмов, роли в таких картинах, как «До свиданья, мальчики!», «По семейным обстоятельствам», «Раба любви», «Сибирский цирюльник». С 1968 года служит в Театре им. Моссовета. В 1993 году Стеблову было присуждено звание народного артиста России. Женат, от первого брака с Татьяной Осиповой есть сын Сергей Стеблов, актер, режиссер и продюсер.