Все назад!

 «Большая Москва» может уместиться в правительственном квартале

 Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин аккуратно поставил под сомнение переезд российской бюрократии из цент­ра Москвы на новые территории. На «Деловом завтраке» в «Российской газете» он обмолвился об уже ведущейся проработке варианта создания так называемого правительственного квартала в рамках существующей Москвы.

Теоретически это рядом с Кремлем, – пояснил Владимир Кожин. – Правительственный квартал предполагает концентрацию в одном месте администрации президента, ключевых министерств и ведомств, с тем чтобы минимально сократить межведомственные передвижения по Москве. Каждое министерство, наконец, сможет разместиться по одному адресу».

Напомним, что рядом с Кремлем в столице сейчас есть только одно более или менее свободное место – бывшие кварталы исторического Зарядья, пустая площадка от гостиницы «Россия». Споры за это место после ее сноса велись нешуточные, соревновались самые сильные мира сего от бизнеса и от власти. Но в нынешнем январе на площадку приехали Владимир Путин с московским мэром Сергеем Собяниным. Мэр рассказал о соперничающих проектах: гостиничный офисно-апартаментный комплекс, чуть менее 400 тысяч квадратных мет­ров, или парламентский центр для Госдумы и Совета Федерации, более 400 тысяч квадратных мет­ров. «А если восстановить парковую зону? – предложил Владимир Путин. – Чтобы не перегружать центр города...» «Это было бы здорово», – сразу согласился Собянин.

На том тогда и порешили. После чего очень к месту оказалось предложение Дмитрия Медведева о перенесении всего административного центра страны и самой столицы на московскую окраину. Городу в спешном порядке прирезали, забрав у области, 148 тысяч гектаров дополнительной площади: мол, там хватит места на правительственный квартал, новый научный центр, международный финансовый центр, жилые кварталы и парки с бассейнами и фонтанами. После чего придет к москвичам долгожданное беспробочное счастье, ибо столица в пределах Садового кольца и шире заживет вольно и свободно не только без казенных зданий, но и без гибельного потока машин чиновников, что всегда было голубой мечтой горожан.

И что же теперь – все это коту под хвост? В том числе уже затраченный труд десяти команд лучших архитекторов-планировщиков, поштучно собранных по всему свету для генерального проектирования столицы обновленной России?

А ведь жить по-прежнему в нынешней Москве становится все невозможнее. Это уже ясно даже нашим президенту и премьеру. На днях пресс-секретарь главы государства Дмитрий Пес­ков заявил, что Владимир Путин «решил прислушаться к жалобам московских автолюбителей на огромные пробки, которые они связывают с проездом главы государства на работу в Кремль», и стал большую часть мероприятий «проводить в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево, а не в Кремле». Реже будет появляться на московских улицах и кортеж премьер-министра Дмитрия Медведева. Как заявила пресс-служба премьера, «для разгрузки дорог Москвы служба безопасности разработала схемы воздушного передвижения главы правительства». И это тоже радует.

А если еще рядом с Кремлем будет правительственный квартал, то и ездить на совещания и доклады уже не придется. Но кто же тогда поселится в «большой Москве»?