Маркетплейсы выходят на барахолки

Однако на этом рынке у них есть серьезные конкуренты, которые едва ли согласятся без борьбы уступить прибыльное место под солнцем

Еще недавно торговля подержанными товарами велась исключительно на площадках бесплатных объявлений. Однако сейчас, под давлением внешних факторов, наша жизнь стремительно меняется. И вот уже эту часть рынка пытаются освоить крупнейшие маркетплейсы!

Причина, по которой весь 2022 год в России росли продажи бывших в употреблении вещей, очевидна: часть населения потеряла возможность покупать дорогие новые товары. Другие ищут на барахолках продукцию брендов, официально покинувших российский рынок.

К концу года стало понятно, что это не временный, а долгосрочный тренд. И тогда его решили оседлать маркетплейсы.

Кому и почему это может быть интересно? Напомню: любая площадка объявлений — это лишь посредник между продавцами и покупателями, с помощью которого они договариваются о конкретных условиях сделки между собой. И если с купленным здесь чайником возникнут какие-то проблемы, то предъявлять претензии они смогут только друг другу. Посредник гарантированно останется в стороне, поскольку он изначально не являлся участником сделки.

В случае со схемой, которую — пока что в качестве эксперимента — пытаются обкатать маркетплейсы, дела будут обстоять принципиально иначе. Прежде чем бывший в употреблении товар снова окажется на витрине, он должен пройти контроль качества. А продавец — составить максимально подробное описание товара с указанием всех имеющихся дефектов и недостатков (таковы требования закона «О защите прав потребителей»). Это означает, что у каждого б/у товара будет уникальная карточка с описанием и фотографиями.

А это, скажу я вам, каторжный труд. Одно дело, когда ты, вникнув во все требования площадки, сразу оформляешь 200-300 товарных карточек и потом какое-то время торгуешь одним и тем же ассортиментом. И совсем другое, когда под каждый холодильник или пылесос нужно составлять новое описание.

Председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов считает, что выход маркетплейсов на «вторичку» все-таки будет представлять интерес как для продавцов, так и для покупателей. «Первые получат доступ к новой, большой и активной аудитории, ради которой стоит потратить время на тщательное описание товаров. Вторых может заинтересовать возможность приобретения бывшей в употреблении техники, прошедшей предпродажную проверку и имеющей определенную гарантию», — считает эксперт.

Видят свои плюсы и юристы. Так, кандидат юридических наук Татьяна Белова считает, что права граждан, которые приобретают товары подобным образом, а не на классических барахолках, будут защищены гораздо лучше. «Хорошо известные площадки бесплатных объявлений максимально дистанцированы от потенциальных разбирательств, связанных с возвратом бывших в употреблении товаров или претензиями к их качеству», — говорит эксперт.

Тем не менее пока что перспективы выхода маркетплейсов на вторичный рынок выглядят туманно. Во-первых, интернет-площадки могут быстро свернуть этот эксперимент — если столкнутся с большим количеством жалоб и судебных разбирательств из-за качества реализуемого товара. Во-вторых, есть ощущение, что поезд уже ушел: и в интернете, и в офлайне работают множество магазинов (большая их часть открылись только в этом году), торгующих б/у техникой, например той, которую люди сдают в trade-in. У таких магазинов работают сервисные службы, они проводят предпродажную подготовку и дают гарантию на товары (обычно до года). Одним словом, на этом рынке у маркетплейсов есть серьезные конкуренты, которые едва ли согласятся без борьбы уступить прибыльное место под солнцем...