Ну как тут не запить

Эксперты бьют тревогу: россияне опять стали больше пить. Как этого не делать, аналитики не объясняют

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), снабжающего информацией правительство, администрацию президента и Госдуму, бьют тревогу: россияне опять стали больше пить. Выводы о «реалкоголизации» населения представлены в специальном докладе, но, как тут не запить, аналитики не объясняют.

«Впоследнее время, на фоне роста психологического напряжения у населения (усилившегося после начала СВО), а также потребностей местных бюджетов в дополнительных доходах, снова наблюдается рост продаж крепкого алкоголя. Пока эта тенденция не закрепилась. Но если это произойдет, как, например, в СССР в «потерянное десятилетие», с середины 1970-х до середины 1980-х, итогом может стать постепенная, но длительная деградация человеческого капитала — начиная с наиболее депрессивных регионов», — говорится в докладе.

Как объясняют эксперты, в последние 20 лет в борьбе с коварным зеленым змием удалось добиться заметных успехов: употребление крепкого алкоголя снижалось, граждане переходили с водки на вино и пиво. Так, в период с 2008-го по 2021-й потребление алкоголя, по оценкам Минздрава, упало аж на 43%: с почти 16 литров чистого этанола на душу населения в год до 9 литров. При этом уровень в 10 литров считается пороговым в плане возникновения резко негативных социальных последствий.

Снижение в России подушевого потребления алкоголя на треть вывело ее на уровень европейских стран. Заметно улучшилась и ситуация со смертностью. Число умерших от алкогольного отравления в 2021 году снизилось почти впятеро по сравнению с 2003-м (9,3 тысячи против 45 тысяч). Зависимость регионов от акцизов, которые поступают в бюджеты субъектов РФ, тоже не возрастала: целое десятилетие доля этих поступлений колебалась в диапазоне 3-3,5%. У регионов не было прямой заинтересованности в расширении продаж алкоголя.

Ситуация стала меняться к худшему с начала 2020 года, отмечают докладчики. «Сочетание психологических шоков нескольких типов (пандемия ковида, экономический шок, потом начало СВО и еще один шок) привело к заметному росту потребления сперва крепкого алкоголя, а затем и к активизации общего его потребления. В 2022 году процесс закрепился».

По данным Росалкогольрегулирования, розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива) в России за январь — ноябрь ушедшего года выросли на 3% по сравнению с 2021-м, причем продажи водки увеличились на 5,6%, коньяка — на 4,1%, ликеро-водочных изделий крепостью выше 25% — на 27%. Фиксируется переключение с импортных брендов крепких напитков на водку.

В перспективе алкоголизация населения может продолжиться, предупреждают аналитики. Доходы региональных бюджетов, вероятно, будут снижаться. А поступления от налога на прибыль и НДПИ на углеводороды — сокращаться, как и объемы трансфертов с федерального уровня. А значит, потребность в акцизах на алкоголь вырастет.

Кроме того, в условиях экономических санкций, видимо, будет сокращаться предложение потребительских товаров, а заработная плата — возрастать. «В этих условиях возникает соблазн использовать алкоголь как средство устранения «избыточных ресурсов» с потребительского рынка». (То есть потратить деньги будет больше не на что?) Наконец, «психологическое напряжение населения в условиях экономической турбулентности и рисков безопасности будет, видимо, высоким».

Что и говорить, звучит не слишком обнадеживающе. Но вот готовых рецептов, что с этим делать, у экспертов нет. Дальше они приводят аргументы за и против повышения акцизов и ввозных пошлин на алкоголь. Но ведь дело здесь совсем не в акцизах...