Пилот пролетел на фанере

В аэропорту Сургута разгорается громкий скандал. Неожиданно выяснилось, что все документы о профессиональном образовании и лицензия пилота одного из местных авиадиспетчеров оказались поддельными. Сейчас МВД и Минтранс пытаются понять, как самозванцу удалось три года проработать диспетчером, ежедневно подвергая опасности жизни пассажиров.

Вычислить диспетчера-самозванца в аэропорту Сургута удалось совершенно случайно. 39-летний авиадиспетчер производственно-диспетчерской службы ЗАО "АК Когалымавиа" (обслуживает рейсы по России и за границу) Андрей Рудаков (фамилия подозреваемого изменена) проработал в местном авиаотряде с 2005 года и в последнее время занимался корректировкой планов полета и планированием рейсов.

Несколько недель назад Рудаков неожиданно решил сменить специальность на летчика вертолета, для чего попросился на курсы повышения квалификации. Руководителям местного авиаотряда желание диспетчера стать вертолетчиком хотя и показалось странным, но документы они у него приняли.

- Диспетчер предоставил диплом Киевского национального авиационного университета, выданный 24 июня 2004 года, и свидетельство пилота коммерческой авиации, выданное авиационным учебным центром Санкт-Петербурга 8 февраля 2008 года, - рассказал "Труду" один из оперативников Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте.

На первый взгляд документы были в полном порядке, однако кадровиков смутило то, что они были слишком безупречно и аккуратно заполнены. Отдел кадров разослал запросы в Киев и Петербург, где якобы учился Рудаков, и вскоре выяснил, что диплом диспетчера и свидетельство пилота ему там официально не выдавали.

Оперативники местного ЛОВД уже собрали все документы Рудакова и отправили их на исследование в экспертно-криминалистический центр Сургута. Сейчас они выясняют у самозванца, где он обзавелся липовыми документами и где еще успел их использовать. Судя по трудовой биографии Рудакова, в разное время он успел поработать бортпроводником, милиционером линейного контроля в аэропорту Тюмени и даже частным охранником.

Если экспертиза подтвердит подозрения милиционеров о фальшивых документах, против самозванца будет возбуждено уголовное дело по статье 327 УК РФ "Подделка документов".

Как работают Авиадиспетчеры

В России начальное обучение по специальности "авиадиспетчер" длится 3-4 года. Эту профессию можно получить практически во всех авиационных училищах. В настоящее время обязательное требование для авиадиспетчера - это знание английского языка в пределах, установленных международными нормами. Авиадиспетчеры регулярно проходят врачебно-летную экспертную комиссию, по результатам которой выдается заключение о профпригодности на два года.

Зарплата авиадиспетчеров не зависит от того, какой рейс они обслуживают: внутренний или международный. Получают они от 45 до 70 тысяч рублей в зависимости от квалификации, зоны обслуживания, уровня знания английского языка. Во время работы их бесплатно кормят. Один раз в год предоставляют бесплатный авиабилет. Оплачиваемый отпуск у диспетчера - 60 дней, но он может взять его только частями, чтобы не терять квалификацию. Обычно они берут три отпуска по 20 дней. На пенсию авиадиспетчеты уходят на 10 лет раньше.

Диспетчеры работают в три смены: день, утро, ночь, потом три выходных. Затем график повторяется. Утренние и дневные смены длятся 8 часов 30 минут, ночная - 11 часов. Диспетчер имеет право на 20-минутный перерыв после двух часов работы и 30-минутный обед. Ночью - один час на отдых и час на обед. Рабочая неделя авиадиспетчера составляет не более 36 часов.

Ошибки диспетчеров

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года из-за ошибки диспетчера в воздухе столкнулся Ту-154 Башкирских авиалиний и грузовой "Боинг". В момент аварии диспетчер Skyguide находился на рабочем месте один и был вынужден переходить от одного пульта к другому. Погибли 69 человек, включая 45 детей из Башкирии. 25 февраля 2004 года диспетчера Нильсена из мести убил Виталий Калоев, который потерял в катастрофе жену и двух детей.

В сентябре 2008 года словацкий и греческий пассажирский лайнеры полчаса не могли приземлиться на греческий остров Лесбос. Самолеты должны были приземлиться в 6.30 утра, но женщина-авиадиспетчер, которая должна была вести их на посадку, не пришла на работу. Позже работница объяснила это тем, что проспала. В аэропорт вызвали другого диспетчера, который и посадил самолеты.