Не каждое колесо докатится до Москвы

С российского рынка исчезнут бренды Chevrolet и Opel – собственность американского автогиганта General Motors

Автогигант General Motors объявил об уходе компании с российского рынка. Сборочные производства под Питером и в Нижнем Новгороде будут законсервированы, при этом сохранятся гарантийные сервисы, обязательства и продажа запчастей. Напоследок хозяева автогиганта обещают подсластить пилюлю, распродав остающиеся на складах автомобили со скидками.

Глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что в решении General Motors уйти с российского рынка нет политики, только экономика. Дело в том, что основные узлы и детали компания делала за границей и ввозила через таможню на сборочные производства в России. Уровень локализации производства составляет всего 25%, тогда как у многих конкурентов он уже выше 50%. Соответственно, в связи с обесценением рубля автомобили Chevrolet и Opel на российском рынке подорожали гораздо сильнее, чем их конкуренты. К примеру, бюджетный вариант Chevrolet Cruze подорожал более чем в полтора раза и уже в конце прошлого года стоил под 900 тысяч. Итог можно было легко предсказать. По результатам января и февраля текущего года Chevrolet продал на 71%, а Opel на 82% меньше машин, чем за два первых месяца прошлого года.

Впрочем, питерский завод еще при стабильном валютном курсе был убыточным. Как сообщалось в прессе, в 2013 году он принес убытков на 100 млн долларов, а в 2014-м — вдвое больше. Хотя еще семь лет назад все было хорошо, по продажам компания вышла на второе место в стране — 190 тысяч автомобилей в год. Однако после кризиса 2008-2009 годов продажи компании упали примерно на 60%. Chevrolet потерял ведущие позиции, хотя держал продажи более или менее стабильными. Пока в прошлом году они не упали на треть, до 123 тысяч автомобилей всех марок. Для сравнения: компания Hyundai одних только Solaris за прошлый год продала 115 тысяч.

Из всех моделей General Motors самой российской была Chevrolet-Niva со степенью локализации 90%. Так именно она и остается на российском рынке из всех недорогих и средних «американцев» — совместное предприятие GM и «АвтоВАЗ-а» продолжит производить и продавать автомобили. К сожалению, выпуск второго поколения популярного внедорожника как минимум откладывается. Команда инженеров, работавших над созданием Chevrolet Niva — 2, распущена, разработка проекта заморожена. Хотя и автомобиль, и завод по его производству почти готовы, так что есть надежда, что так или иначе Chevrolet Niva — 2 все же появится на свет.

Кроме бюджетной Chevrolet Niva — 2 в российских автосалонах останутся дорогие «американцы» — спорткары Camaro, Corvette и внедорожники Tahoe. Впрочем, продажи этих марок составляют всего порядка тысячи единиц в год. А Opel и Chevrolet во второй половине этого года заморозят все российские мощности и покинут наш рынок — либо на несколько лет, либо насовсем.

Оставшиеся на рынке игроки потирают руки, поскольку им достанутся новые потенциальные покупатели. «Американский автоконцерн GM окажется в числе проигравших, когда падение сменится ростом, — сказал вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — Все развивается по синусоиде: падение продаж сменится достаточно бурным ростом. Сейчас уже с уверенностью можно об этом сказать. Конечно, мы можем выразить сожаление, но, с другой стороны, на рынке вакуума не бывает — если уходит одна компания, ее место сразу же заполняют другие».

За место Chevrolet на российском рынке готовы спорить «АвтоВАЗ», а также полдюжины производителей бюджетных импортных автомашин. Вопрос только в том, чтобы у потенциальных покупателей было достаточно денег в кармане. А вот с этим, похоже, проблема, поскольку зарплаты и реальные доходы сокращаются. После декабрьского скачка автомобильный рынок сжимается, как шагреневая кожа. За январь и февраль продано меньше 244 автомашин — на 32% меньше, чем за два первых месяца прошлого года.