ТОЛЯ, ПОЛУЧИВШИЙ ДУБИНКОЙ ПО ГОЛОВЕ

Пять дней прошло после известных событий в Москве и Санкт-Петербурге, когда под горячую руку (а точнее - дубинку) омоновцев попали десятки людей, не имевших никакого отношения ни к оппозиции, ни к экстремистам. Если по первым следам еще звучат обещания разобраться с "превышениями", то сегодня очевидно стремление власти замотать жалобы, а политиков - заболтать проблему. Да и сами пострадавшие не торопятся в суд. Почему? Свою позицию на этот счет прояснил "Труду" один из пострадавших питерский журналист Анатолий Мальцев.

...Дубинкой по голове фотокорреспондент Европейского фотоагентства Анатолий Мальцев получил в тот момент, когда меньше всего этого ожидал. Он стоял со своими коллегами чуть в стороне от того места, где милиция и ОМОН бодались с демонстрантами из числа участников "Марша несогласных". Сам Мальцев пришел в минувшее воскресенье на Пионерскую площадь исключительно по долгу службы.
На Пионерской митинг протекал более или менее спокойно. Через полтора часа люди стали расходиться. Один из потоков, человек триста, направился к ближайшей станции метро "Пушкинская". Та оказалась почему-то закрытой. Толпа остановилась. Вновь начался митинг, на этот раз уже стихийный. Милиционеры взялись за дубинки.
- Били, по-моему, всех подряд, без разбора, - сказал мне Анатолий, с которым мы знакомы уже лет двадцать. От политики он далек, а вот работу свою любит фанатично, не раз получал международные призы, признавался лучшим в стране мастером фоторепортажа.
- Ты не забыл надеть в воскресенье специальный жилет с большими буквами на спине "Пресса"? Их выдали недавно всем аккредитованным журналистам города.
- Нет, конечно, не забыл. Нам для того их выдали, чтобы милиция ни с кем не путала!.. После случившегося я ходил в травмпункт. Медики определили легкое сотрясение мозга. Прописали постельный режим. Но я не стал брать справку. И заявлений на омоновцев писать не буду. Знаю, чем это заканчивается. Несколько месяцев назад моего товарища Женю Асмолова при схожих обстоятельствах ударили посильней, камеру ему разбили. И что? Затаскали потом парня по разным расспросам-допросам. Ему же пришлось в итоге подавать руку своему обидчику - лейтенанту в знак примирения и прощения. Вышло так, что менты с ним просто ошиблись. Не верю! Фотожурналистов всегда можно отличить в толпе независимо от того, есть на них жилеты или нет.
...Помимо Мальцева досталось в тот день и корреспонденту немецкого телеканала ARD. Он переходил на противоположную от метро сторону улицы, хотел побеседовать с кем-то из случайных прохожих, в митинге не участвовавших. Молодого человека грубо схватили за ворот куртки, повалили на землю, потом двое крепких молодцев в форме с погонами потащили его к автобусу, где "паковались" арестованные. Его обращения к офицерам милиции, что он - журналист, не возымели действия. Парень несколько часов провел потом в "обезъяннике" ГУВД.
После того воскресного митинга в милицейских сводках Петербурга бодро рапортовалось об "отсутствии инцидентов" и о том, как "четко и слаженно сработали органы правопорядка". О жестоком обращении с людьми стянутого к Пионерской площади милицейского оцепления заговорили лишь сутки спустя после того, как несколько десятков пострадавших написали открытое письмо губернатору Валентине Матвиенко.
Свое обращение направил главе города и руководитель городского союза журналистов Андрей Константинов. По его инициативе состоялось экстренное заседание секретариата союза с участием главных редакторов всех городских газет, телеканалов. Они потребовали встречи с главой ГУВД, прокурором, с губернатором Матвиенко. В ответ Валентина Ивановна велела "разобраться и наказать виновных".
Разбираются? В пресс-службе ГУВД этот мой вопрос "повис в воздухе" - на данную тему там с журналистами пока не считают нужным общаться. В Смольном более лояльны: "Конечно, разбирательства будут! Но не так все это быстро".