ВЕСТОЧКА ОТ РАСПУТИНА

Этот шикарный особняк рядом с Петропавловской крепостью обращает на себя внимание всякого туриста, попавшего на Троицкую площадь. Построен он в 1905 году из гранита, металла и керамической плитки для знаменитой балерины Матильды Кшесинской.

В конце ХХ века тут искали клад, якобы закопанный самой Кшесинской во дворе при поспешном ее бегстве из революционного Петрограда. В начале ХХI века в реорганизованном под воздействием ветра перемен Музее политической истории открывают доселе засекреченные, а также пропавшие было и вновь обретенные документы исторической ценности.
Вот один из них - за пуленепробиваемым стеклом в холле музея. Пожелтевший, местами прожженный, ветхий лист. Чернила выцвели, почерк писавшего скверный, но при желании прочитать текст можно.
Я наклоняюсь пониже к стеклу, вглядываюсь в буквы: "Акт о сожжении трупа Григория Распутина". Дата - 11 марта (по новому стилю - 24) 1917 года.
Бог мой, ровно 90 лет этому документу! А писали, что он утерян, бесследно пропал тогда же, в бурные революционные годы...
- Пропал он гораздо позже, - говорит заместитель директора музея Ольга Кох. - А в первые годы после октябрьского переворота хранился в Зимнем дворце, где большевики открыли было Музей революции. Но не в доступной для всех экспозиции, а в архивах, так как был отнесен к числу секретных документов.
"Лесное, 11 марта 1917 г. Мы, нижеподписавшиеся, между третьими и седьмыми часами утра совместными силами сожгли тело убитого Григория Распутина, привезенное на автомобиле уполномоченным Временного комитета Государственной думы Филиппом Петровичем Купчинским, в присутствии представителя Петроградского общественного начальства ротмистра 16 уланского Новоархангельского полка Владимира Павловича Коч...(неразборчиво. - Авт.). Самое сожжение имело место на большой дороге в Пискаревку, в лесу, при абсолютном отсутствии посторонних лиц, кроме нас, ниже руки свои приложивших..."
Известно, что фаворит российской императрицы Григорий Распутин был почитаем одними людьми разных сословий, люто ненавидим другими. Когда в декабре 1916-го его убили князь Феликс Юсупов с товарищами, в тогдашнем российском правительстве многие опасались беспорядков. Тело убитого было забальзамировано и тайно перевезено в Царское Село, где его захоронили (точнее, просто закопали) в укромном месте Александровского сада.
Боялось мертвого Распутина и Временное правительство, образованное после февраля 1917 года. Глава правительства князь Львов и министр юстиции Керенский полагали, что могила Старца, хоть и тайная, может стать местом "объединения темных сил", преимущественно сторонников монархии. По распоряжению Керенского тело и сожгли.
Впрочем, все это в подробностях описано в соответствующей литературе. А вот сам акт прежде мало кто мог лицезреть. Одно время даже ходили разговоры, что никакого сожжения и не было. Совпали они с очередной музейной реорганизацией в 50-х годах прошлого века. Музей Октябрьской революции обосновался к тому времени в особняке Кшесинской. Распутинская тема в его экспозицию никак не вписывалась. Все документы, имеющие отношение к Старцу, были признаны непрофильными и переданы другому музейному учреждению - областному. Но и там они оказались в запасниках. Бедного "лохматого Гришки" боялись, кажется, и спустя десятки лет после его смерти, не веря уже ни в Бога, ни в черта.
Из областного музея документ и был украден наряду с некоторыми другими. Кем - неизвестно. Когда - предположительно.
- Видимо, в конце 70-х годов, когда пришел черед очередной чистки фондов, - говорит Ольга Кох. - Мы уже и не чаяли обрести его вновь. Бумага сама по себе хрупкая, недолговечная. Тем более если обращаться с ней небрежно.
И вдруг в середине 90-х звонок... с "Радио Балтика": не ваш случайно документ? Передала его радиожурналистам семья петербуржцев, проживающих в поселке Песочный. Нашел раритет глава семейства на помойке. Сначала хотел выбросить его, что толку с пожелтевшей рваной бумажке? Потом, разобравшись, надумал просить за него "выкуп". Времена-то были голодные! В итоге же передал акт безвозмездно на радио. А уже оттуда вернулся он в Музей политической истории.
Сейчас хранится под бронированным стеклом на специально организованной "Выставке одного экспоната". Всяк входящий в музей первым делом видит его, приникает к стеклу, удивленно поводит плечами: надо же, настоящий акт, сохранился! А кто-то, наверное, добавит: не мог не сохраниться, Старец Григорий постарался.
Он все еще дает о себе знать.