Родители нелегкого поведения

Молодой режиссер снял фильм о семейном насилии в духе Тарантино

Три года назад дебютант Кирилл Соколов выпустил на экран лихую комедию «Папа, сдохни», которая, увы, с треском провалилась в нашем прокате. Режиссер, физик по первой профессии, даже подумывал уйти из кино, но тут случился триумф «Папы» за рубежом. Рейтинг фильма у англоязычной критики составил 100% одобрения, автора нарекли русским Тарантино. К лестным оценкам добавились призы в Монреале, Лиссабоне, Чикаго. На этой волне режиссер снял новый фильм «Оторви и выбрось», который идет в прокате, а на днях стал доступен на платформе KION.

Второй фильм Кирилла Соколова сохраняет тематическую и стилистическую преемственность с его впечатляющим, недооцененным в России дебютом, о чем в свое время даже печалилась министр культуры Ольга Любимова. «Оторви и выбрось» — опять черная, с густым абсурдистским замесом комедия, на сей раз вольготно выплеснувшаяся из пределов городской квартиры, где происходило действие «Папы», на пленэр, в мир заросших папоротником дремучих лесов и бездонных озер. И это опять разговор о несчастливой семье, о ее родовых проклятиях и травмах.

Молодая мама Ольга (в ее роли снялась актриса и жена режиссера Виктория Короткова) отмотала четырехлетний срок в колонии строгого (очень строгого, с регулярными избиениями) режима. За то, что в пылу темпераментного выяснения отношений осколком бутылки выколола глаз своему бывшему бойфренду Олегу (уморительно смешной Александр Яценко с черной пиратской повязкой на лице). За годы отсидки Ольга нашла себе мужа по переписке и решила начать жизнь с нуля. Не в глухой провинции, где обреталась раньше, а в большом городе, куда собирается направить стопы.

С этими благородными планами Ольга приходит к матери Вере Павловне (еще одна виртуозная роль Анны Михалковой), чтобы забрать у нее свою десятилетнюю дочь Машу (маленькой актрисе, модели, циркачке Соне Круговой после этого фильма и приза за лучшее исполнение женской роли на Таллинском кинофестивале класса А, похоже, обеспечено большое будущее). Но агрессивная, не привыкшая к возражениям бабушка не хочет отдавать внучку дочери-уголовнице.

Вести диалог мать и дочь не умеют, не приучены. Вера Павловна готова в буквальном смысле слова убить Ольгу, чтобы не допустить ее тлетворного влияния на Машу, — такое вот у нее представление о благе ребенка. Дело кончается привычной потасовкой, в результате которой мать успевает пырнуть дочь ножом, а дочь разбивает родительнице в кровь лицо. Схватив Машку под мышку, Ольга пускается в бега. Бабушка, прихватив одноглазого мента Олега, который по-прежнему влюблен в Ольгу, отправляется за беглецами в погоню:

Этот вал событий происходит уже в первые десять минут фильма. Дальше сюжетный драйв и эмоциональный накал крутого зрелища будут только нарастать. Смачный мордобой, бешеные погони по проселочным дорогам на раздолбанных тачках, лихие перестрелки, лужи бутафорской крови, смертельные ранения, после которых герои чудесным образом выживают, — всего этого в фильме будет с избытком. Как и брутальной лексики, иногда, к сожалению, за гранью хорошего вкуса. Как и большого количества киноцитат из фильмов Тарантино, Гая Ричи, Такеши Китано, Серджио Леоне, Люка Бессона, Мартина Макдонаха и других корифеев мирового кино, которым насмотренный режиссер отвешивает по ходу фильма благодарственные или ироничные поклоны.

Но было бы неверным думать, что перед нами чистой воды жанровое развлекалово. На самом деле Соколов снял образчик вдумчивого арт-мейнстрима, упаковав серьезное содержание в яркий конфетный фантик. По ходу фильма режиссер ненароком затрагивает ряд серьезных тем — таких, как убожество провинциальной жизни, бытовая коррупция, проблема абортов. Но сквозь эти побочные сюжеты постепенно прорастает главная мысль картины: об истоках и причинах насилия в нашем обществе, которое, по мнению автора, берет начало в неблагополучных, чаще всего неполных семьях, а затем умножается несовершенством нашей исправительной системы.

Небанальную подсветку этой теме дает вторая сюжетная линия фильма, рассказывающая о семье потомственных тюремщиков. Суровая надзирательница с замашками капо (невероятная Ольга Лапшина), у которой отец и дед служили в тюрьме, жалуется мужу-надзирателю (Виталий Хаев), что их сын (Данил Стеклов) не мыслит для себя иной участи, чем работа охранника. На предложение матери найти себе занятие поинтереснее, привычно отмахивается: ему и так все по кайфу. Кроме тюремных законов, он другой жизни просто не знает. Жестокость его натуры впитана с молоком матери.

Именно в руках этого отнюдь не святого семейства оказалась в свое время Ольга, выйдя из тюрьмы с физическими и душевными травмами. И сюда же она вернется после своего киднеппинга и последовавших за ним кровавых разборок. Получается, как в той печальной истине: половина страны сидит, вторая половина ее охраняет. Так вершится в фильме неостановимый круговорот насилия, который, увы, мы наблюдаем и в жизни. И в этом смысле весьма условный по форме, насквозь фантазийный по содержанию, снятый полтора года назад фильм воспринимается как актуальный комментарий к нынешней жестокой реальности.

К счастью, в картине есть не только юмор, смягчающий суровость авторского взгляда на наш несовершенный мир, но и симпатия по отношению к заблудшим героям, и некий нравственный свет. Исходит он от юной Маши. Пока взрослые, родные друг другу люди заняты самоистреблением, не умея договориться о простых вещах, девочка сохраняет здравый смысл, оптимизм, милосердие. И остается надежда, что входящее в жизнь юное поколение сможет вырваться из преследующего нас маховика жестокости и насилия.