О мигрантах и вечной любви

Про то, как им пробиться сквозь дебри повседневности, рассказал фестиваль «Черешневый лес»

Фестиваль «Черешневый лес», объединяющий разные виды искусства, открылся этой весной уже в 23-й раз. Он продлится все лето, но о двух заметных и очень не похожих друг на друга премьерах, уже вышедших в его рамках в столичных драматических театрах, хотелось бы рассказать подробнее.

Одиночество в городе

Тема мигрантов сейчас — одна из наболевших, но в театре она поднимается редко: очень уж непросто найти ракурс, с которого можно говорить о ней на сцене. Однако это удалось театру «Шалом», где режиссер Мурат Абулкатинов выпустил спектакль «Тахир и Зухра» по одноименной пьесе молодого драматурга Зухры Яниковой. Ощущение кочевничества и холодности окружающего мира, которое испытывает главный герой Тахир, в постановке соседствует с взволнованным рассказом о любви, выдержанным в совсем не обыденных тонах.

Название пьесы позаимствовано из древней восточной легенды, в которой влюбленных разлучает отец девушки. Нечто похожее случается и с персонажами спектакля — в юности они испытывали чувство друг к другу, но Зухру еще с пеленок просватали за другого. По желанию родителей она вышла за него замуж, в то время как Тахир уехал на заработки. Бывшие возлюбленные вновь встретились в столице, куда беременная героиня приехала к мужу, работающему на той же стройке, что и Тахир. Ему видеть Зухру невыносимо, и он хочет побыстрее найти себе жену.

Тахир (Никита Кругляк) — работящий парень с добрым сердцем. С помощью соцсетей он пробует найти девушку в столице. Но для молодых москвичек он, плохо знающий русский язык, — дикарь. И только пенсионерка Антонина Дмитриевна (Вероника Патмалникс) относится к парню с пониманием и обещает ему сосватать знакомую девушку, соотечественницу Тахира.

Действие на сцене с черными стенами происходит между большой металлической решеткой на заднем плане и невысоким заграждением на переднем. Обычный антураж стройки, от которого веет холодом и отчуждением. Вот и живущие в стройгородке, хоть и трудятся для Москвы, но отчуждены от нее. Это проявляется особенно ярко, когда с беременной Зухрой (Елизавета Потапова) случается беда, а владелец строительной компании не дает увезти ее на скорой помощи, боясь штрафа, так как по бумагам стройка заморожена на карантин. Соотечественники вступятся за Зухру, но для нее и ее мужа все кончится печально. А Тахир будет вынужден стать для своих собратьев новым Моисеем, который поведет их на поиски другого жилья и работы, а также отцом для неродной ему новорожденной девочки.

Большое чувство на склоне лет

В Театре имени Маяковского худрук Егор Перегудов поставил «Любовь по Маркесу». В главной роли — Игорь Костолевский. В программке указано, что спектакль — сценическая фантазия театра, но в сюжете безошибочно узнается повесть Габриэля Гарсиа Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх». Правда, кое-какие ее факты режиссер по понятным причинам изменил. Так, например, Дельгадине, в которую влюбляется главный герой, 90-летний журналист, у Маркеса 14 лет, а в спектакле — 17.

Во втором акте Габи и Роса молодеют на глазах (Игорь Костолевский и Ольга Прокофьева). Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Черешневый лес»

Сам спектакль вышел неоднородным. С одной стороны, в нем романтически возвышенная игра Костолевского, от которой временами екает сердце, а также его партнерши Ольги Прокофьевой в роли владелицы борделя Росы Кабаркос. С другой — слегка опереточные «танцевальные» выходы молодых участниц спектакля. У Дельгадины (Дарья Хорошилова) — роль без слов, только выразительные пластические этюды.

И вот что интересно. Нам показана любовь старика Габи к девушке, которую он несколько ночей видит спящей и чей характер сам себе придумывает. Габи пишет романтичные статьи о своей любви, и ими зачитывается весь город. Задумкой режиссера, кажется, было показать силу большого чувства, не зависящего от возраста, и освобождение от одиночества, приходящее с этой любовью.

Но финал спектакля рождает иные мысли. Действие заканчивается решением героя удочерить Дельгадину, с которой он, прямо скажем, фактически не знаком. И тут невольно вспоминаешь многочисленные совсем не романтические истории о том, как пожилые люди становились жертвами молодых возлюбленных или сиделок, которых они сделали членами своей семьи. И за Габи становится страшно — правда, надежду вселяет то, что рядом с ним его мудрая подруга Роса...