"КАМЧАТКА" ОСТАЕТСЯ

Легендарная котельная на улице Блохина, 15, в которой работал когда-то кочегаром Виктор Цой и где бывали отцы-основатели нашего рока Александр Башлачов, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша, прозванная в народе "Камчаткой", не будет уничтожена! Это стало известно после того, как там побывала губернатор города Валентина Матвиенко почти со всем своим правительством.

"Труд" месяц назад рассказывал о том, что здание общежития, в котором расположена бывшая котельная, собираются сносить. Уже есть и инвестор. В его планы входило расселить 150 жильцов и возвести на месте старого здания многоэтажный дом. "Камчатка" никак не вписывалась в проект будущей новостройки. О чем и было объявлено минувшей весной.
Хитрый инвестор нашел к тому времени даже с десяток "возмущенных жильцов", которым якобы "давно надоела музыка из подвала". Между тем ведут себя собирающиеся в кочегарке поклонники Цоя все эти годы очень прилично. Во многом благодаря им котельная дожила до наших дней. В ней давно действует музей Виктора Цоя. Причем не мемориальный, когда ничего нельзя трогать руками, а действующий, самый что ни на есть живой. Там стоит диван, на котором спал Цой и на который можно присесть. Его стул. Сохранилась и печь, в которую он бросал уголь, и "та самая лопата". А стены расписаны признаниями в любви к этому бунтарю с гитарой. С внешней стороны дома почитатели таланта рок-певца и создателя культовой в 90-е годы группы "Кино" повесили памятную доску.
Валентина Матвиенко с интересом и, кажется, немалым удивлением разглядывала все это. Равно как и ее подчиненные из Смольного. Похоже, они все побывали здесь впервые, и то, что знали об этой кочегарке с чужих слов, никак не вязалось с тем, что увидели. Старое подвальное помещение общей площадью около 60 кв. метров никогда еще за всю свою историю не видело такого скопления важных чиновников!
Матвиенко усадила членов своего правительства за большой стол, пригласив присесть рядом художника Дмитрия Шагина и музыканта Олега Гаркушу. Именно они возглавили группу защиты "Камчатки", когда стало известно о предполагаемом ее закрытии. Добились того, что губернатор самолично приехала сюда.
- Известно, что в английский Ливерпуль все едут только для того, чтобы приобщиться к истории "Битлз", - сказал главный наш Митек.- Наша петербургская гордость - это Виктор Цой. И надо не уничтожать эту колыбель рок-музыки, а стараться сохранять ее!
- Я согласна с Дмитрием, - поддержала Шагина Валентина Ивановна. - Переписывать эпоху не нужно. Мы с коллегами посоветовались и решили, что в инвестиционное соглашение по реконструкции этого дома обязательно включим условие о сохранении легендарной котельной. А по просьбе Димы и людей, которые бережно хранят память Виктора Цоя, весь первый этаж нового здания - в том размере, в котором это будет возможно, - отдадим под музей петербургского рока.
О проекте музея предложено подумать самим его инициаторам, то есть и музыкантам, и объединению художников "Митьки". Во дворе предполагается установить памятник Цою. И, возможно, небольшую сцену для выступлений.
В общем, все хорошо. "Камчатку" защитили. Одно вызывает сомнение: не станет ли музей, преобразованный после грядущей реконструкции здания, слишком официозным? Не уйдет ли из него душа - та неповторимая аура, что отличает все стихийно появившиеся и на народном энтузиазме существующие музеи ли, кафешки, подвалы?
В Петербурге за последние десятилетия таких мест было уничтожено немало. Тех, что отличали в массовом сознании северную столицу, скажем, от первопристольной. Это, к примеру, знаменитый на весь СССР "Сайгон". Небольшое кафе располагалось при гостинице на углу Невского и Владимирского проспектов. После того как гостиницу продали западному инвестору и перестроили, "Сайгон", волей власти, перенесли ближе к Дворцовой площади. И что, стал он местом сбора художников, музыкантов, литераторов неофициальных направлений? Нет.
Как бы того же не случилось с "Камчаткой". Тут уж нынешним рок-музыкантам нужно быть начеку...