Главная Культура 00:01 20 Июня 2025 3894
Полина Агуреева: Творческий человек должен чувствовать время, но не поддакивать ему

Актриса рассказала «Труду», какой она режиссер, почему она большая спорщица и как она относится к сериалам

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Полина уверена: творческие разногласия работе не помеха. Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Актрису Полину Агурееву театралы знают и помнят по спектаклям «Варвары» и «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке легендарного Петра Фоменко. Массовый российский зритель — по телефильму Сергея Урсуляка «Ликвидация». Раскрылась она и как самобытная, талантливая певица, впервые спев с экрана в фильме того же Урсуляка «Долгое прощание».

А с недавних пор еще и вышла на сцену как интересный театральный режиссер. В 2023-м в Волгограде, родном городе Полины Агуреевой, состоялась премьера музыкально-драматического спектакля в ее постановке «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» по знаменитой военной прозе Константина Симонова. В нынешнем, юбилейном году Великой Победы этот спектакль увидят зрители российских городов-героев — начиная с Петербурга, где его показали 19 июня на исторической сцене Александринского театра, а также в Белоруссии.

— Роман Константина Симонова непрост для постановки в театре. Ведь он вытекал из газетных очерков и торопливых дневниковых записей военного корреспондента, из ощущений того времени. Как все это сыграть нынешнему поколению актеров, как проникнуться атмосферой далекой от нас войны?

— Поставить на сцене этот роман мне предложил Дмитрий Гринченко, концертный директор Юрия Башмета. Мне книга очень понравилась, считаю ее главной в творчестве Константина Симонова. А второй том романа, «Солдатами не рождаются» — о Сталинградской битве, о городе, в котором я родилась, — это честное свидетельство участника тех событий, размышления о том, как сохранить в себе человека на войне — и в обычной жизни, конечно, тоже.

Мне этот вопрос кажется очень современным. Кроме того, книга не замазывает проблем того времени, что добавляет ей подлинности. Именно сейчас, на мой взгляд, очень важно говорить о том, что такое Родина, как человеку даже в нечеловеческих условиях сохранить любовь к людям. И до актеров, и до зрителей я хочу донести ценность этой способности — сострадать и любить.

— Как вам работалось над спектаклем?

— Прекрасно! Не только мне, но всей нашей творческой группе, включая актеров, 13 мужчин и молодая актриса, и 17 музыкантов во главе с Юрием Абрамовичем Башметом. Как все они подключились к этому спектаклю! А музыка в нем не просто фон, а полноценная участница действа, она помогает прочувствовать происходящее на сцене, сжиться с ним.

Тема Великой Отечественной войны за минувшие десятилетия наросла пылью, штампами. Поэтому всякое обращение к ней требует бережного, вдумчивого отношения. Для меня это очень важно еще и потому, что у меня два сына, и я не хочу, чтобы те события для них были всего лишь страничкой из учебника истории.

— У вас это не первая режиссерская работа. Вы в постановке спектакля демократ или диктатор? Исполнители четко выполняли ваши установки или, как это случается, мизансцены рождаются в спорах?

— Я достаточно авторитарный режиссер. Знаю, чего хочу и что именно должно происходить на сцене. Тут важно уметь объяснять задачу, увлечь идеей. Могу отметить, что все, кто работал над спектаклем, шли за мной, и я им за это благодарна. А вообще-то он рождался легко, в любви. Как и «Соборяне. Картины русской жизни» по роману-хронике Лескова. Я поставила его прошлой зимой в Театре имени Гоголя.

— Между тем некоторые актеры называют вас «неженским режиссером». Вы согласны с такой характеристикой?

— А в чем разница между мужской и женской режиссурой? Лариса Шепитько, автор одного из лучших наших военных фильмов «Восхождение», говорила об этом так. Что такое женское — это плести кружева вокруг темы? Так этим прекрасно занимаются и некоторые мужчины. А если ты ищешь смысл, то не имеет значения, мужчина ты или женщина. Ты — человек. Надеюсь, суть именно в этом. И я знаю, про что ставлю спектакли, что сама играю.

— Вносите ли вы коррективы в уже готовую постановку, глянув на нее после нескольких показов как бы со стороны?

— Во время работы что-то добавляю, что-то выбрасываю без жалости. Без таких доработок не обойтись. Есть так называемое чувство целого, о нем писал Михаил Чехов. Когда чувствуешь, что из этого целого что-то выбивается, убираешь его. Или что-то добавляешь, уточняя мысль и образ. Каждый раз стараюсь найти язык спектакля исходя из предложенного материала. Понятно, от себя не уйдешь, сценический материал в любом случае преломляешь через свою индивидуальность. И все-таки необходимо искать тот язык, что соответствует авторскому. Идти от автора.

— Иные ваши коллеги с этим едва ли согласятся. С некоторых пор стало принято так «преломлять классику с учетом современности», что произведение уже и не узнать. Не в этом ли причина падения интереса публики к театру?

— Знаете, в театре в принципе все возможно, неприкосновенного в искусстве нет. Главное, чтобы это было талантливо, а не вызвано пустым оригинальничаньем. Если работа творческая, спектакль поставлен и прекрасно исполнен, могу его принять даже при значительном отступлении от хрестоматийного образца. Правда, сама так не делаю.

— А как актрисе вам интересно участвовать в подобном творчестве?

— Нет. Но ведь я вольна выбирать. Играю, слава богу, что хочу и где хочу — и так практически с самого начала карьеры. У меня мало было спектаклей, которые я терпеть не могла. Повезло. Из-за этого, наверное, я и не так популярна, как могла быть, если бы соглашалась на все предложения. Отказываюсь и от фильмов, которые мне неинтересны. По-другому не могу.

— А как относитесь к современным телесериалам?

— Не очень ими интересуюсь.

— Но в 14-серийной «Ликвидации» в свое время тем не менее снялись — и этот фильм люди до сих пор смотрят.

— Вот именно: фильм, а не сериал! И снят он по законам кино хорошим режиссером Сергеем Урсуляком.

— Известно, что вы большая спорщица. Соглашаясь на роль, отстаиваете свое видение, свою трактовку образа.

— Спорю и ругаюсь, стараюсь отстоять свои идеи. Творческие разногласия не мешают работе. На репетициях благодаря им бывает потрясающая творческая атмосфера.

— На ваш взгляд, как вернуть интерес молодежи, увлеченной разного рода шоу, к драматическому театру?

— Тут все просто: надо ставить такие спектакли, чтобы они «работали» на них, молодых, были образными. Соответствовали ритму нашей сегодняшней жизни, отвечали на главные вопросы. Нельзя играть, как двадцать лет назад. Творческий человек должен чувствовать время, но не поддакивать ему. Впрочем, даже если ты это сделаешь, нет гарантии, что зритель сразу станет заядлым театралом. У меня нет иллюзий, что молодые люди в возрасте 20+ понимают мои спектакли. Хотя мои собственные дети понимают. И их друзья тоже. А вообще-то, если хотя бы один процент зрителей понимают и принимают современные постановки, это уже немало.

— Но это смотря с чем сравнивать. Если с театром времен режиссера Георгия Товстоногова, творившего в 1950-1980-е, то это мизер.

— Другие времена были, не стоит их сравнивать с нынешними, информационно перенасыщенными. К тому же у нас сейчас раскручивается (очень не люблю этого слова!) только то, что приносит, извините, бабло, зачастую не неся никакого смысла. Нет запроса на личности, какими были Товстоногов, Марк Захаров, Петр Фоменко, Юрий Любимов, Олег Ефремов, Андрей Гончаров, Андрей Попов, Валентин Плучек... Целая плеяда великих мастеров! Их глубина увлекала и восхищала. Сегодня талант, к сожалению, не самое востребованное качество.

— У вас два сына: двадцатилетний Петр, названный в честь легендарного Петра Фоменко, и десятилетний Тимофей. Им передалась от вас и от мужа-актера Федора Малышева любовь к Мельпомене?

— Старший сын ездил со мной в Волгоград, знает, как я писала инсценировку спектакля «Живые и мертвые». И маленький, Тимофей, это знает. Он еще школьник. А Петр учится на сценарном факультете ВГИКа. Для меня самое главное — дружить с детьми, уметь слышать их. Мне кажется, у меня это получается.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Автора «Тихого Дона» на днях увековечили под Калининградом. А получилось это так

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Михаил Шолохов - военкор. Фото: Russian Look/globallookpress.com

Писатель Михаил Шолохов весной 1945 года служил военным корреспондентом на 3-м Белорусском фронте. И в заметке «Победа, какой не знала история», опубликованной в «Правде» 13 мая, он, в частности,...

На фестивале в Гатчине отменили фильм с участием Ивана Урганта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Увы, организаторы фестиваля прошли мимо фильма «Во сне ты горько плакал»: некие активисты восстали против него из-за Ивана Урганта. Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Гатчине проходит фестиваль экранизаций «Литература и кино». Он открылся фильмом «Кукольный дом» Ольги Беляевой, а закроется 21 июня картиной «Пророк» — неканонической...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Российских картин в первой сотне шедевров не оказалось…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По сюжету «Паразитов», нищее семейство правдами и неправдами внедряется в дом богатых соотечественников. Кадр с сайта

Газета «Нью-Йорк таймс» составила список 100 лучших фильмов мирового кино, вышедших в прокат с 1 января 2000 года. Для этого опросили более 500 деятелей кино — актеров, режиссеров, продюсеров. В их числе...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 6191
Музыка их связала

Гитарист легендарного коллектива Алексей Горбашов рассказал, как сейчас живет группа «Мираж»

Кристина Ульянова
Труд
Екатерина Болдышева и Алексей Горбашов давно счастливы вместе. Фото MIRAGE.SU

Группа «Мираж» не нуждается в особом представлении: кто не знает ее суперхиты «Музыка нас связала», «Наступает ночь»... С недавних пор песни коллектива обрели вторую жизнь, попав в сериал...

В мультяшном царстве пора наводить порядок!

Сергей Беднов
Труд
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений на встрече с молодежью назвал «Симпсонов» примером традиционных семейных ценностей, на который стоило бы равняться российским мультикам

В минувшем году в учебных заведениях появился новый предмет — «Семьеведение». В следующем будут преподавать «Духовно-нравственную культуру России». По поручению свыше началось составление...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 5634
Календарь: 6 июня

Сегодня отмечается Пушкинский день России

Труд
Памятник А.С. Пушкину, Москва. Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

1671 На Красной площади в Москве казнен бунтарь Степан Разин. Палач сначала отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено, но он не показал ни малейшего знака страдания. А когда его...

Народный артист России, худрук питерского Молодежного театра на Фонтанке поделился с «Трудом» своими ощущениями в преддверии юбилея

Татьяна Болотовская, Санкт-Петербург
Труд
По словам Семена Яковлевича, в нем есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. Фото Юлии Кудряшовой, предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

На следующей неделе народному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку исполняется 75 лет. Уже 35 лет он руководит этим театром, а значит, все...

Россию на «Интервидении» будет представлять Шаман. А куда ж без него

Сергей Беднов
Труд
Ярослав Дронов победил в народном голосовании. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В феврале, сразу после того, как президент подписал соответствующий указ, в «Труде» появился материал под названием «Неужели и тут Шаман, или Пять простых вопросов про «Интервидение». На днях...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Paco Freire, globallookpress.com

Слова, вынесенные в заголовок этой колонки, принадлежат автору бестселлеров, французу Андре Моруа. И с ним трудно не согласиться, если вспомнить, сколько замечательных писателей вышло из когорты людей с медицинским...

Междусобойчик для своих и тех, кто на этом зарабатывает

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Artem Priakhin, globallookpress.com

Кто в советское время окончил школу и всем классом шел к Неве, тот навсегда сохранил в душе парусник с алыми парусами в обрамлении набережных великого города, застывших в белой ночи. Тихо, торжественно плыл...

Режиссер и продюсер рассказала о съемках фильма «Моя Африка»

Марина Суранова
Труд
Фильм был целиком снят в Африке. Фото: Han Xu/Синьхуа, globallookpress.com

Нынешним летом на экраны выйдет фильм «Моя Африка» от режиссера и продюсера Ольги Акатьевой. Работа над картиной завершается, но те отрывки из ленты, что мне удалось увидеть, как и сама история,...

Так уже повелось, Александр Сергеевич за все у нас отвечает, все знает, остальное чувствует и нам разъясняет

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
В Москве любого останови и попроси прочесть что-нибудь из поэта, и каждый подумает да прочтет. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вся наша жизнь Пушкиным прошита, пропитана. Любую тему, волнующую живущего в России человека, можно обсудить, чувствуя незримое, но живое присутствие человека, ушедшего от нас 188 лет назад. Оказывается, такое возможно, и я вам...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?