По всей стране пустуют теплоходы

После трагедии в Татарстане россияне отказываются от водных прогулок

Крушение судна «Булгария» в Татарстане сказалось на всем водном транспорте. Уже начались масштабные проверки, а продажи путевок на речные и морские прогулки упали в два раза. Участники рынка опасаются, что эти изменения — далеко не временного характера.

Первые дни проверок дали неутешительные результаты. С 11 по 15 июля Ространснадзор выявил 804 нарушения, к административной ответственности привлечены 165 должностных лиц, наложено штрафов на сумму почти 200 тысяч рублей. Теплоходы-двойники «Булгарии» по-прежнему курсируют по российским водам, и понадобится время, чтобы проверить каждый.

На днях контролирующие органы остановили дизель-электроход «Композитор Глазунов» в Саратове. Выяснилось, что на судне численность экипажа меньше, чем положено по нормативам, и это не говоря о ряде технических нарушений. Еще одного двойника «Булгарии» — теплоход «Петр Алабин», курсирующий по Татарстану, — почти сразу после трагедии вывели из эксплуатации. Несмотря на это, владелец судна покинул порт и взял курс на Самару. Теперь на него заведено уголовное дело по статье 330 («Самоуправство»).

Информация — только после покупки билета

Судоходные компании отмечают резкий спад спроса на речные и морские прогулки. По данным компании «ВодоходЪ», желающих отдохнуть таким способом стало в два раза меньше. К тому же все чаще пассажиры пытаются получить информацию об используемом судне, но удается это далеко не всегда, в чем лично убедился корреспондент «Труда». Так, попытка выяснить характеристики теплохода «Персей», курсирующего по Химкинскому водохранилищу, успехом не увенчалась. По телефону нам сообщили, что он выпущен в 2009 году, хотя на сайте компании упоминается 1996 год. На вопрос, давно ли проводилась его проверка, наш собеседник ответил предложением выяснить это самостоятельно опытным путем. «Сядете на борт и сами все увидите», — заключил он и повесил трубку.

Примечательно, что представители более дорогого сектора речных прогулок отвечают на вопросы охотнее. Например, в компании, организующей круизы из Санкт-Петербурга на остров Валаам, информацию о судне скрывать не стали.

«Теплоход „Белинский“ выпущен в 1950 году, — объяснили там. — Но, несмотря на возраст, он в превосходном состоянии. В прошлом году прошла полная реконструкция».

Тем не менее, пассажиры все равно не торопятся покупать путевки на этот круиз. Несмотря на горячий сезон, половина кают пустует.

Проверяют не все

Относительно проводимых проверок представители сферы водного туризма настроены скептически. По их словам, они проходят неорганизованно: проверяются всегда одни и те же документы и на одних и тех же судах, тогда как другим удается проверки избежать.

«Для того чтобы реально понять, безопасно ли судно, нужно провести на нем двое-трое суток, — говорит владелица теплохода „Бородино“ Антонина Зеленина. — Тогда действительно узнаешь, как на самом деле работает двигатель, соблюдаются ли всякие важные мелочи. А пока проверяются весьма условные вещи вроде наличия необходимых документов — но всем известно, что достать их несложно».

При этом, уверена Зеленина, сложившаяся ситуация не даст толчок для развития водного транспорта. Причина — в высоких ценах. Если говорить о замене старого судна на новое, то счет идет на миллионы долларов. У судовладельцев таких денег нет. И, видимо, не будет. Интерес к водному транспорту — практически на нуле. Вероятно, для того, чтобы привлечь клиентов, будут снижены цены на путевки. На сколько — зависит от того, как долго продлится водная фобия.

Цены снизят, но не на круизы

Финансовые аналитики тоже ожидают снижения цен при отсутствии спроса. Но в первую очередь на прогулки на речных трамвайчиках. Это обусловлено тем, что сейчас на них установлена неоправданно высокая цена (в Москве час на теплоходе стоит 300–500 рублей). Не исключено, что стоимость билета снизится в два раза. При этом цены на круизы останутся на том же уровне.

«Как правило, билеты заказывают заранее, — объясняет начальник аналитического отдела ИА „КредИнформ“ Валерий Скобелев. — Причем для тех, кто захотел в круиз только сейчас, цены на путевки будут выше. Хотя и не исключается появление различных скидочных механизмов для того, чтобы стабилизировать ситуацию».

Количество автоаварий возрастет

Отказ от использования водного транспорта на фоне трагедии вполне ожидаем и логичен, считают психологи. Подобные настроения могут удерживаться несколько месяцев, что означает для туристических компаний только одно — этот сезон для них практически потерян. Но от сложившейся ситуации могут пострадать и потребители.

«Всегда, когда люди отказываются от одного вида транспорта, усиливается нагрузка на другой, — считает преподаватель Института психотерапии и клинической психологии Илья Лещинский. — Видимо, в этом случае люди перейдут на автомобили. Как известно, это более травматичный вид транспорта, чем водный. Так что остается ждать увеличения числа автокатастроф».

Цифры