ЯДОВИТЫЙ ГЕКТАР

В 25 километрах от Анапы, рядом со станцией Варениковская, находятся забытые всеми могильники ядохимикатов. Четыре тысячи тонн вредных веществ спрятаны под землей. Никаких ограждений, табличек с предупреждением: "Опасно для жизни".

Первое захоронение появилось тут в 1975 году. Один из станичников, Виктор Дейко, рассказал, как в агрофирму "Кубань", где он тогда работал, явились солидные люди. Оказывается, эти места из-за плотного грунта наиболее подходят для захоронения уже непригодных и запрещенных к применению пестицидов. На площади в полгектара разместили 2 тысячи тонн. Возили их военные ночью.
Второе захоронение относится к 1985 году. По решению Краснодарского крайисполкома сюда завезли еще 2 тысячи тонн химикатов. Ответственным за их хранение назначили объединение "Краснодарагрохимия".
Станичники наблюдали, как бурились скважины глубиной примерно 30 метров, туда что-то засыпали, а сверху заливали глиной... Борцов за экологию среди селян не нашлось. Мало кто вообще придавал значение происходящему. Некоторые даже умудрились утянуть с этой свалки тару - деревянные бочки, которые потом приспособили для засолки огурцов и капусты. Было тогда и проволочное ограждение по периметру захоронений, но его тоже растащили.
Теперь ситуация с могильниками грозит выйти из-под контроля. Станичники пишут жалобы во все инстанции, требуя найти "хозяина" опасного клада. Дело в том, что "гидрогеологическая обстановка способствует фильтрации грунтовых вод, зараженных ядохимикатами, за пределы захоронений. Наблюдаются оползневые процессы южного и западного склонов полигона. Часть территории используется фермером Е. Брагиным под выпас овец и крупного рогатого скота".
Как рассказал заместитель главы сельской администрации Евгений Маслов, эта территория никогда не пустовала. Ее использовали под посевы, не задумывались, что через почву, воздух ядовитые вещества попадают в организм человека. Рассуждали: раз никто не умер, съев помидор или огурец, так о чем беспокоиться? Но тяжелые металлы, которые содержатся в пестицидах, накапливаются постепенно и могут сказаться на внуках, правнуках. Да в любом случае невозможно жить на пороховой бочке, которая (не дай Бог, землетрясение или наводнение) способна взорваться.
Известный на Кубани эколог, профессор Иван Беляченко считает, что в первую очередь нужно огородить могильники и поставить там охрану. Потом отыскать проекты этих захоронений, их обоснование, техническое исполнение. И создать комиссию специалистов для проведения мониторинга местности.